Главная страница

это сайт психолога

Зачем ребенку сказки

Развитие ребенка процесс сложный и длительный, поэтому очень важно найти проверенные  инструменты, облегчающие этот процесс. Поиск инструментов привел к сказке, которая не только помогает, но к тому, же еще и проверена временем, так как переходит из поколения в поколение и не теряет свою актуальность.

Сказка сохраняется и передается из поколения в поколение детей, как один из вариантов детской субкультуры.

Сказка – это универсальное явление, сохраняющая свою традиционную структуру независимо от того, к какой культуре она принадлежит. Невозможно сказать, откуда идут корни сказки, скорее всего источником её возникновения послужили первобытные мифы.

Происхождение сказки объясняется различными гипотезами. Одни исследователи полагают, что сказка – это отражение забытых и сохранившихся в виде пережитков обычаев и представлений, другие говорят, что сказка является устной традицией народного творчества, имеющая один источник возникновения, из которого она отправилась кочевать по разным странам и континентам, третьи считают, что сказка выражает подавляемые желания и комплексы.

Но, ни одна из этих гипотез не отвечает на вопрос, зачем возникла сказка, какой смысл её возникновения и существования в истории культуры.

Долгое время сказка существовала как жанр устного творчества и предназначалась для взрослых. Детские сказки начали печататься в обработанном виде только в конце ХVII века.

Что стало предпосылкой появления сказки в истории различных культур? Зачем ребенку сказки?

Зачем ребенку сказки, развитие, культура, воспитание, родители

Дети любят волшебные сказки, потому, что при помощи сказки ребенок получает знания об окружающей действительности. Возникающая у ребенка  потребность в вымысле приводит к тому, что он с большей охотой и пользой для себя усваивает нормы и правила жизни через сказку, чем через назидательные поучения взрослых. Обладая простотой, легкостью, увлекательностью сюжета, повторяемостью отдельных элементов повествования и словесных оборотов сказка быстро запечатлеется в памяти ребенка.

Ребенок видит себя в сказочных героях, ставит себя на их место, сопереживает им и проходит с ними, все выпавшие на их долю испытания. Особое значение приобретают для детей сказки, персонажами которых являются их сверстники.

В образах героев сказок содержатся нормы и правила поведения, нравственные представления о добре и зле, о хорошем и плохом, о красивом и безобразном. Через сказки ребенок учится оценивать как свои поступки, так и поведение окружающих.

В сказке содержатся различные модели общественных взаимоотношений, свойственных тому или иному сословию, социальным группам, внутрисемейным отношениям. Через художественное слово сказки ребенок узнает об образцах отношений между различными членами семьи: мужа и жены между собой, отца и матери к детям и детей к родителям, детей между собой, к дедушкам и бабушкам и иным родственникам.

Благодаря сказке можно проследить историческое изменение отношений в семье, начиная с древнейших времен и до нашего времени. Сказка отражает в себе основные социальные ценности, позитивные установки, четкие полоролевые установки.

Сказка формирует у ребенка эталоны восприятия красоты мира и представления об идеальной семье и семейном счастье. Ценность сказки в том, что она позволяет человеку познать нравственный смысл и значимость разных поступков. Эти представления настолько глубоко усваиваются ребенком, что продолжают оказывать влияние и на личность взрослого человека.

Сказка помогает составить представление о распределении семейных обязанностей, о традиционных мужских и женских сферах действия  и эталонах поведения. Через сказку ребенок получает представление об идеальном типе взаимоотношений и соответствующем определенному полу образцу поведения, свойственному той культуре, в которой он живет.

Идентификация себя с родителями и усвоение их типа отношений в семье позволяет ему сформировать модель будущего. Идентификация со сказочными персонажами делает эту модель богаче и разноплановее.

Сказка – это не просто детская забава, это серьёзный инструмент воздействия и формирования личности, поэтому относитесь к ним избирательно и  читайте ребенку только те сказки, которые будут полезны для его развития.

Елена Бархатова

RSS Подпишись

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

psihologanalitik.ru © 2018| Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных