Возрастные психические новообразования

Дети отличаются друг от друга, так же, как и взрослые. Пониманию друг друга взрослым помогает специальная литература и жизненный опыт. Понимать своих детей необходимо так же, как понимать взрослых, но делать это только при помощи проб и ошибок слишком дорогая плата. Наиболее приемлемым и экологичным способом найти понимание с ребенком являются научные знания, получаемые из психологической литературы.

С самого рождения и до последнего вздоха человек осознает и переживает свою отдельность от всего существующего. На протяжении своей жизни ребенок развивается, осознавая эту отдельность и познавая самого себя, свои возможности, свое прошлое и будущее.

Чтобы понимать ребенка необходимо знать закономерности и механизмы его развития.

Поскольку каждый взрослый был ребенком, то, как, казалось бы, благодаря пережитому опыту он должен легко понимать особенности детской психики и развития. Но на деле все происходит совершенно иначе. Взрослые воспринимают ребенка как маленькую копию самих себя , предъявляя ему взрослые требования и раздражаясь, если он не в состоянии выполнить их. Упрощенное представление взрослого о ребенке и непонимание особенностей его развития приводит к конфликтам и разочарованиям.

Возрастные психические новообразования, кризис развития, наследственность, среда

Психическое развитие происходит под влиянием трех составляющих: наследственности, влиянии окружающей среды и активности развития. Наследственность определяет индивидуальные свойства человека, окружающая среда – социальные свойства личности, а активность заключается во взаимодействии наследственности с окружающей средой.

Одним из механизмов развития ребенка является среда его развития, т.е. та форма отношений, в которых он находится с взрослым в каждый период своей жизни. В каждом возрасте своя специфика, которая способствует развитию возрастных психологических новообразований, являющихся результатом развития. Каждый этап развития характеризуется своей ведущей деятельностью. Переход от одного этапа к другому характеризуется сменой ведущей деятельности.

Ведущей деятельностью в период от рождения до одного года является эмоциональное общение ребенка с взрослым, в результате чего у ребенка формируется такое новообразование, как потребность общения с другими людьми.

От одного года до трех ведущей деятельностью является предметно — манипулятивная, когда ребенок все хватает и учиться манипулировать предметами.

От трех до шести лет ведущей деятельностью является сюжетно – ролевая игра, когда ребенок придумывает различные ролевые игры и играет в них

От шести до десяти-одиннадцати лет ведущей является учебная деятельность, когда ребенок стремится к получению новых знаний и навыков.

От десяти – одиннадцати лет ведущей деятельностью является общение, когда подростку необходимо общаться в различных видах деятельности.

Каждый вид деятельности формирует свои качества и свойства и развивает все его психические свойства. Изменение психических возможностей ребенка приводит к возникновению противоречий в отношениях между ребенком и взрослым. Причиной возникновения противоречий является то, что появившиеся у ребенка новые психические возможности не соответствуют старым отношениям с другими людьми, что приводит к кризису развития.

При кризисе развития происходит перелом в личности ребенка, меняются его переживания, потребности и поведение. Кризис развития может быть выражен ярко и сопровождаться сильными эмоциональными переживаниями, нарушением поведения и отношений с взрослыми. Кризис развития – это переходный период от одного возраста к другому. Причина кризиса в несоответствии психических и физических возможностей ребенка его отношениям с окружающими его взрослыми.

Выделяют кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет и кризис полового созревания.

Кризис обладает двумя сторонами, одна из которых имеет негативный характер и является оборотной стороной позитивной. В момент кризиса дети проявляют негативные черты своего характера и становятся трудно обучаемы. Кризисы перемежаются со стабильными периодами. Если в стабильном периоде для ребенка было характерно прогрессивное развитие, то кризис будет иметь негативный характер.

В процессе развития образуются возрастные психические новообразования, являющиеся сущностью возрастного периода. Психические новообразования определяют отношение ребенка к окружающей среде, к его внешней и внутренней жизни. Эти новообразования приводят к изменению поведения ребенка и могут вызывать раздражение у родителей в связи с появлением капризов и упрямства.

Психические новообразования завершают каждый этап развития ребенка и являются сущностью пройденного возрастного периода.

В момент кризиса происходит перелом в психическом развитии ребенка, в результате чего ребенок становится немного другим, поэтому взрослым, во избежание конфликтов с детьми, следует учитывать происходящие изменения и менять свое отношение к детям, корректируя его с учетом периода развития, в котором находится ребенок в данный период времени.

Елена Бархатова

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *