Главная страница

это сайт психолога

Возрастные особенности развития дошкольника

Возрастные особенности развития дошкольника затрагивают период развития с трех до семи лет. Это возраст перехода к новым отношениям и расширению своих возможностей. Ребенок начинает отделяться от взрослого и постепенно обретает самостоятельность. У него появляется понимание того, что мир взрослых – это отдельный мир и ему необходимо организовать свою жизнь в этом мире, установив с ними определенные отношения.

Для того, чтобы понять какие отношения можно установить с этим миром ребенок начинает изучать мир взрослых через ролевые игры, в которых он создает модель взрослых отношений.

Ведущей деятельностью в этом возрасте становится сюжетно-ролевая игра. Ребенок играет в игры так, как будто это по настоящему. Благодаря игре он учится ориентироваться в окружающей действительности . Моделируя ситуацию, он рассматривает её с разных сторон, находя различные решения возникающих вопросов и развивая свое творческое воображение.

В этих играх ребенок играет уже не с предметами, а с отношениями. Главным сюжетом игры становятся отношения между людьми, которые используют предметы для взаимодействия друг с другом. В качестве сюжета игры используется реальная деятельность взрослых, которую может наблюдать ребенок. Сюжет игры зависит от того, в какой семье растет и воспитывается ребенок.

Возрастные особенности развития дошкольника, ролевые игры, способности

Обязательным условием игры является наличие товарища. В ходе игры дети совместно планируют сюжет игры, договариваются о распределении ролей, об использовании каких-либо предметов. В игре проявляются особенности личностного развития ребенка, усваиваются морально нравственные ценности, и воспроизводится система отношений, в которые в обычной жизни вступают взрослые.

Играя, ребенок развивает символическое мышление и учится произвольному поведению. В игре формируются способности, появляются навыки общения, построения коммуникаций и осознание себя членом группы, расширяются возможности, приобретается навык подчинения правилам и осознание смысла правил, формируется воля, умение находить компромиссы и соотносить разные точки зрения и позиции участников игры.

Поведение ребенка в игре становится произвольным. Он начинает вести себя по образцу и контролирует свое поведение, сравнивая его с выбранным образцом.

Поскольку в игре проигрываются человеческие отношения, которые подчинены каким-либо нормам, постольку ребенок получает возможность через игру усвоить правила общественного поведения и установленные обществом нормы морали. В игре формируется самостоятельность, корректируются некоторые отклонения в поведении, формируется отношение к трудовой деятельности, оценка и самооценка, контроль и самоконтроль и пр.

Игра помогает развивать такие чувства, как: дружба, любовь к близким людям, сочувствие, эмпатия, сопереживание, ощущение прекрасного.

В этом возрасте большое значение для ребенка приобретает сказка. Она помогает через сказочных героев понять моральный смысл поступков взрослых людей и обрести уверенность в себе.

Развивается мотивация, которая направляет деятельность и поведение ребенка. Дошкольник уже знает понятие «надо» и может ему подчиняться, у него формируются активность и направленность, складываются отношения к окружающему миру и людям. Ребенок, на примере взрослого, активно усваивает нормы и правила поведения, которые становятся основой для формирования механизмов поведения, появляется чувство долга.

К шести годам на основе имеющихся умений и моральных качеств, связанных с подчинением или неподчинением нормам и правилам формируется самооценка. Ребенок начинает применять усвоенные им нормы и правила для оценки других, но пока еще не готов к применению этих норм по отношению к себе.

Если в начале младшего школьного возраста ребенок руководствуется интересом, желанием подражать взрослым, стремлением к сохранению хороших отношений с другими людьми, то к окончанию этого периода у него появляется стремление к соревнованию и познанию.

У дошкольника развивается способность управлять своим поведением – воля, но пока для проявления своих волевых усилий он нуждается в поддержке взрослых. Развивается речь, увеличивается словарный запас, развивается фонетический слух, наблюдение, внимание становится более устойчивым, изменяется и развивается мышление, произвольная память и воображение.

Заканчивается этот период кризисом семи лет. В этом возрасте у ребенка есть своя внутренняя позиция, он начинает воспринимать себя членом общества и нуждается в изменении отношений к нему со стороны других людей. Появляется желание пойти в школу.

Елена Бархатова

RSS Подпишись

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

psihologanalitik.ru © 2018| Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных