Влияние взрослого на развитие ребенка

Взрослый вырастает из ребенка, и от того, какие люди будут рядом с ним в период его роста и развития зависит то, каким он станет взрослым. Влияние взрослого на развитие ребенка велико. Приходя в мир слабым и беспомощным, ребенок постепенно становится сильным и самостоятельным и именно взрослые могут сделать так, чтобы его взросление принесло ему пользу, а не вред.

Влияние взрослого на развитие ребенка, взросление, кризис

Зачастую между взрослыми и детьми возникает непонимание, так называемая проблема отцов и детей. В основе данной проблемы лежит незнание взрослыми возрастных особенностей развития ребенка. Для того, чтобы найти взаимопонимание с ребенком родителям необходимо знать его интересы. Очень важно понимать причины его непослушания или желания/нежелания чем-то заниматься. Важно чувствовать, что ребенок уже способен понять, а что еще нет и предугадывать, какие выводы он может сделать из услышанных слов.

Окружающую действительность ребенок воспринимает не так, как взрослый и для того, чтобы найти наиболее подходящий способ общения с ним, необходимо понять, как он видит и понимает то, что происходит вокруг него. Такое понимание позволяет услышать его чувства, донести до него свою мысль и изменить его поведение.

Чтобы понять чувства другого, нужно встать на его место и посмотреть на мир его глазами. Только тогда удастся осознать его реакцию на различные слова и поведение. Знание особенностей и закономерностей развития детской психики позволяет эффективно взаимодействовать с ребенком в различных ситуациях.

Многие родители стараются быть хорошими и заботятся о ребенке, но незнание особенностей протекания периодов взросления приводит к ошибкам в воспитании, которые вместо пользы приносят вред. Зацикливание, на какой либо из сторон развития ребенка приводит к тому, что страдают другие стороны. Необходимо обращать внимание не только на удовлетворение физиологических потребностей, но и на эмоциональное развитие, на приобретение навыков преодоления возникающих в жизни трудностей, на развитие умения общаться.

Длительный период взросления человеческого детеныша связан с тем, что человек обладает сложными психологическими функциями, такими, как речь, мышление, самосознание и саморегуляция. Именно благодаря длинному периоду перехода от ребенка к взрослому данные функции получают возможность созревать и развиваться.

В детстве закладываются качества, которые помогают взрослому человеку понять, кто он и для чего он, научиться решать возникающие перед ним вопросы, строить взаимоотношения с другими людьми, ставить перед собой различные цели и достигать желаемого, познавать и изменять мир.

Для того, чтобы взрослый жил наполненной и активной жизнью нужно, чтобы ребенок общался со сверстниками и с взрослыми, чтобы в его жизни происходили интересные и важные для него события и чтобы его детство воспринималось им как счастливое.

Генетически заложенные в ребенка качества и способности не смогут сформироваться и развиться без общения с взрослыми и со сверстниками, а также без возможности познавать мир и предпринимать действия для его изменения. От количества контактов, познаний и действий, направленных на преобразование мира зависит не только функционирование его психики, но и развитие его способностей, благодаря которым он сможет достигать успеха и процветания.

Каждый возрастной период имеет свою специфику и свой потенциал развития. Задача взрослых создать для ребенка такие условия, при которых ребенок сможет в полной мере использовать этот потенциал.

Наиболее насыщенные периоды развития, в течение которых происходят значительные изменения в человеке это период от рождения до двух лет и период полового созревания. В кризисные возрастные периоды темпы развития ускоряются, что проявляется в изменении поведения ребенка. В кризисные периоды увеличивается восприимчивость ребенка и именно тогда у родителей появляется возможность исправить допущенные ранее ошибки в воспитании. Ошибки в воспитании, допущенные в кризисные периоды, могут нарушить дальнейшее развитие ребенка.

Когда ребенок проходит нормативный возрастной кризис родителям следует знать об этом и менять свой стиль общения с ним, ведь ребенок в этот период приобретает новые возможности и хочет, чтобы общение с ним строилось с учетом этих возможностей.

Нежелание родителей учитывать то, что ребенок изменился и стал другим, приводит к детскому протесту и к конфликтам. Для преодоления кризисных периодов родителям нужно научиться быть гибкими и готовыми принять тот факт, что ребенок изменился.

Время в детстве течет гораздо медленнее, чем во взрослом возрасте. Ребенок живет в настоящем и поэтому наибольшее влияние на него оказывает то, что родители говорят ему или делают здесь и сейчас, а не то, что они обещают сделать для него когда-то в будущем.

Подробнее об особенностях возрастных периодов развития я расскажу в следующих статьях.

Елена Бархатова

Поделиться ссылкой:

2 комментария

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *