Управление поведением ребенка

Человеку, независимо от его возраста, свойственно быстрее и проще изменять свою личность, если его поведение и начинания получают поддержку, а не осуждение. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок выполнял данные ему указания, исходите, в первую очередь, из принципа разумности.

Управление поведением ребенка будет более легким и эффективным, если оно основано не на страхе или стыде, а на позитивном восприятии самого себя, помогающем ему формировать свою внутреннюю дисциплину. Детям необходимо научиться делать что-то не в угоду взрослому и ни в целях получения поощрения, а для себя, отвечая за свои поступки ни перед кем-то другим, а перед самим собой. Чтобы ребенок смог этому научиться, ему нужно устанавливать разумные правила и ограничения.

Разумные правила и ограничения необходимы для того, чтобы ребенок мог осознавать свои и чужие границы, а также самого себя. Взрослый является ориентиром для ребенка, помогая ему понять, как поступать в той или иной ситуации и, при необходимости, принять за него решение. Авторитет взрослого позволяет ребенку осознавать рамки доступного и дозволенного. Но эти рамки не должны быть очень тесными и жесткими или смазанными и нечеткими.

Управление поведением ребенка, ограничения, объяснения, правила

Управление поведением ребенка предполагает наличие приказаний. Для того, чтобы приказания выполнялись, они должны быть необходимыми, четкими и простыми, при этом ребенком эта необходимость осознается. В отдаваемых приказаниях должна содержаться информация о том, что ребенок должен сделать, а не то, что ему делать не надо. Например, вместо «не кричи» — «говори потише», вместо «не бросай» — «убери на место» и пр.

Чтобы выполнить приказание взрослого ребенку нужно понимать его разумность. Для этого следует объяснять причину предъявления какого-либо требования или установленного ограничения. Разъяснения должны быть доступными и краткими. Используйте правила двух «да». Когда вы хотите, чтобы ваш ребенок изменил свое поведение, то можно предложить изменить что-то одно из того, что он делает: место, предмет, время, само действие.

Например, ваш ребенок решил покататься по дому на велосипеде. Вы можете предложить ему покататься на улице, покататься на самокате, покататься в то время, когда никого не будет дома или поиграть в настольную игру. Ваше предложение показывает ребенку различные способы реализации его желаний, тем самым вы учите его преуспевать, а не проваливаться.

Если предлагаемые вами альтернативы не работают, то можно изменить ситуацию, поменяв окружение, порядок действий ребенка или время. Например, если вам не хочется тратить свое время и нервы на утренние сборы ребенка в детский сад или школу, то можно встать пораньше самому или разбудить раньше ребенка, с вечера собрать необходимые вещи и одежду и приготовить завтрак.

Детям свойственно желание шалить и проказничать и не стоит каждую шалость и проказу подвергать осуждению и преследованию. Относитесь к ним со снисхождением, превращая их в шутку, не перенося в мир детства правила взрослого мира. Осуждать следует те поступки, в основе которых лежит эгоцентризм и безразличное отношение к духовному миру других людей.

Чтобы лучше понять мир ребенка, чаще вспоминайте собственное детство, пытайтесь стать ребенком на какое-то время и посмотреть на ситуацию его глазами.

Наказывая ребенка, никогда не усиливайте наказание своим раздражением, которое вы накопили ранее. Недовольство и наказание должны быть направлены на конкретный поступок, а не на саму личность ребенка.

Хорошим инструментом воздействия на провинившегося ребенка является его воображение. Расскажите ему сказку, притчу или быль, расставив акценты таким образом, чтобы ребенок мог идентифицировать себя с главным героем, эмоционально пережить ситуацию и увидеть последствия своего поступка в реальности, а не в воображении.

Устанавливая для ребенка ограничения, следует учитывать то, что они должны иметь реалистичную и разумную почву, быть последовательными и твердыми, их количество не должно быть большим, последствия нарушения должны быть четкими и понятными, нарушение ограничений не должно приводить к физическим наказаниям или сопровождаться угрозой потери принятия, содержащейся примерно в таких выражениях: «такого я тебя не буду любить/не люблю, если ты поступишь иначе, то ты мне не сын/не дочь и т.д.», соблюдение ограничений должно быть вознаграждено.

Воспитывая ребенка, определите для себя, что для вас важнее, чтобы ваш ребенок был послушным или свободной и самодостаточной личностью.

Елена Бархатова

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *