Главная страница

это сайт психолога

Сложный подростковый возраст

Сложный подростковый возраст недаром считают переходным. В этом возрасте подросток начинает ориентироваться на взрослые ценности и нормы, у него появляется интерес к самому себе, как к личности, к своим способностям и возможностям, происходит становление самооценки. Половое созревание приводит к возникновению полового влечения и появлению новых мыслей и переживаний.

Достигнув переходного возраста подросток готов быть полноправным членом общества. Он стремится доказать свою взрослость и добиться её признания. У него болезненное самолюбие, он очень обидчив и критичен по отношению к взрослым. Подросток уже не хочет, чтобы его считали ребенком, но и взрослые пока еще не принимают его в свой мир.

С одной стороны подросток – это ребенок, но с другой стороны – это человек, стоящий на пороге взрослости. Он ждет от взрослых доверия и понимания, и протестует когда не получает желаемого. Его протест может проявляться в форме грубости, замкнутости, упрямства, непослушания и своеволия. Эти черты могут и не проявиться, если найти к подростку правильный подход.

Сложный подростковый возраст, подросток, взрослый, самостоятельность, ребенок

Подросток будет противиться требованиям взрослых, когда игнорируются истинные мотивы его поведения. Наказания, мелочный контроль, требование подчинения и послушания, игнорирование его интересов и желаний приводит к ярко выраженному сопротивлению с его стороны. Отношение к нему, как к маленькому ребенку мешает установлению с ним таких связей, благодаря которым достигается сотрудничество.

Подростковый возраст справедливо называют «вторым рождением», т.к. происходит рождение взрослого человека, обладающего общественным самосознанием.

В современном обществе переходный возраст становится периодом потрясений и конфликтов. т. к. взрослые, вместо того, чтобы помочь ребенку адаптироваться к новому для себя положению в обществе, препятствуют его развитию. Такое отношение со стороны взрослых приводит к тому, что некоторые подростки, становясь взрослыми продолжают вести себя по детски, избегая ответственности.

Подросток, находясь одновременно в двух культурах, детской и взрослой, не хочет больше принадлежать к сообществу детей, и в то же время осознает, что он еще не взрослый. Ему свойственна эмоциональная неустойчивость, застенчивость, чувствительность, агрессивность, склонность к категоричным суждениям и конфликтным отношениям.

В подростковом возрасте перед человеком встает проблема самоопределения, выбора и построения жизненных планов.

В этот период у подростка появляется стремление к освобождению от детской зависимости, происходит осознание своей индивидуальности. Он склонен к негативным реакциям по отношению к своему окружению и стремится к самостоятельности. Происходит накопление моральных и нравственных ценностей, в основе которых лежит моральное развитие.

От того, как подростком будет решен вопрос самоопределения, зависит вся его последующая жизнь. Подросток начинает анализировать свои возможности, что приводит к раскачиванию его между двумя полюсами от излишней самоуверенности, до полной неуверенности в себе, которую он пытается скрыть за развязностью, бравированием и нарушением установленных правил.

Воспринимая себя, с одной стороны, как исключительную личность, с другой стороны он не уверен в своих способностях и возможностях, что приводит к переживаниям, выражающимся в плохом настроении, причину которого не всегда ему понятна. Желание понять самого себя приводит к развитию рефлексивности.

Подростковый период будет протекать более спокойно, если у подростка к этому моменту имеются какие-то устоявшиеся интересы. Школа для него становится местом общения, а получение знаний отступает на задний план. Основная жизнь в школе проходит на переменах, где происходит самое интересное: осваиваются нравственные ценности и проигрываются различные стороны жизни. В общении формируется самосознание, усваиваются нормы взаимоотношений.

Наряду с негативными проявлениями в этом возрасте имеются и положительные факторы. Ребенок становится более самостоятельным, расширяются его сфера деятельности, более содержательными становятся отношения с людьми.

В подростковом возрасте для человека очень важно проявить свое чувство взрослости, которое выражается в подражании внешним проявлениям взрослости (алкоголь, курени, карточные игры, украшение себя, развлечения и пр.), в стремлении стать настоящим мужчиной (мужество, верность дружбе, сила, выносливость и пр.), в социальной зрелости (когда подросток берет на себя заботу о семье), в интеллектуальной взрослости (желание узнать больше, чем предлагает школьная программа), в особенностях общения с ровесниками и взрослыми.

Нежелание родителей и учителей видеть и учитывать процесс взросления подростков становится причиной конфликтов, в которых взрослые склонны винить подростков. Отношение взрослого к подростку, как к ребенку препятствует его взрослению, служит причиной возникающих конфликтов и трудностей во взаимоотношениях. Трудности и конфликты приводят к появлению отчужденности, недоверия и уверенности в несправедливости взрослых, что является причиной подросткового бунта.

Елена Бархатова

RSS Подпишись

Один комментарий

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

psihologanalitik.ru © 2018| Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных