Рисование страха

Рисунок позволяет ребенку свободно выражать свои чувства, надежды и мечты, проявлять себя и быть спонтанным. Рисование позволяет не только отражать окружающую действительность, но и создавать её и выражать свое отношение к ней.


Рисунок позволяет лучше понять переживания ребенка и выявить его страхи. При помощи рисования развивается фантазия, воображение, гибкость мышления. Любящий рисовать ребенок может легко представить себя на месте другого, в том числе и на месте персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему.

Рисование страха, родители, дети, травма, рисунок, семья


Во время рисования ребенок дает выход своим желаниям, чувствам, переживаниям. Он изменяет возникающие в различных ситуациях отношения и выводит на бумагу травмирующие и пугающие его образы. Тем самым он, как бы, получает прививку от пугающих образов и ситуаций, которая ослабляет его страх и помогает выработать иммунитет. Рисование страха приводит к его угасанию.


Рисуя положительных героев и отождествляя себя с ними, ребенок борется со злом, ощущая себя сильным и бесстрашным. Рисующий ребенок не перестает бояться, но вероятность появления у него страхов уменьшается. Рисование является очень нужным делом, и не следует им пренебрегать. Особенно актуально оно для детей впечатлительных и эмоциональных.


В возрасте от пяти до одиннадцати лет наступает активный период в рисовании, когда дети рисуют по своему собственному желанию свободно и непринужденно выбирая темы и изображая их так, как будто воображаемое существует на самом деле. Спонтанность в рисовании исчезает ближе к подростковому возрасту.


Ребенок в подростковом возрасте начинает использовать в рисовании правильные формы, стремится к достоверности и сомневается в реальности, поэтому избавление от страхов при помощи рисунков в подростковом возрасте не эффективно.

Иногда подростки стесняются рисовать, чтобы не выглядеть смешными в глазах окружающих, тем самым лишая себя возможности выразить свои чувства и желания через рисунок.
Но и до подросткового возраста у ребенка могут возникнуть проблемы с рисованием страхов. Это актуально для тех детей, которые боятся сделать что-то неправильно, заранее настроенных на свою неудачу, представляемую в воображении. Причиной такой неуверенности может быть мнительность и высокая тревожность родителей.


В семье с тревожными, пессимистично настроенными и мнительными родителями отсутствует жизнерадостная обстановка. В такой атмосфере у детей значительно уменьшается желание рисовать, а в рисунках преобладают серые и черные цвета.


Чем меньше строгости и ограничений по отношению к детям со стороны родителей, тем более успешно дети рисуют страхи. Излишние запреты и чрезмерная строгость снижают положительное воздействие рисования, т.к. ребенок боится нарисовать плохо или не то и не оправдать ожидания родителей. В такой ситуации следует хвалить ребенка за любые рисунки, независимо от темы рисования.


В неполной семье рисование страхов может быть менее эффективно, чем в полной по причине отсутствия отца, как символического защитника своей семьи от внешней опасности. В полной семье эффект рисования страхов снижается из-за конфликтов между родителями, особенно если родители имеют тенденцию отрицать сам факт наличия конфликтов. Отсутствие чувства безопасности увеличивает количество детских страхов и делает их более устойчивыми.


При помощи рисования в первую очередь устраняются те страхи, которые созданы воображением ребенка, т.е. пугающие ситуации никогда не происходили в реальности, но по мнению ребенка могли бы произойти. Затем уходят страхи, связанные с давно произошедшими в реальности травмирующими ситуациями и не оставившими глубокого эмоционального следа/

Слабый эффект от рисования страхов будет в том случае, если травмирующее событие произошло недавно. В этом случае для уменьшения страха вместо рисования лучше поиграть с ребенком и постараться создать в игре такие условия, чтобы он отреагировал травму и изменил отношение к произошедшему событию/


В процессе рисования происходит некоторое оживление страхов, это нормально, т.к. проигрывание на бумаге травмирующей ситуации оживляет пугающие события.
Страхи можно рисовать красками, фломастерами и карандашами.


Рисованию страха следует уделить 20-30 минут в спокойной обстановке, в которой никто не будет мешать рисованию и беседе с ребенком. Рисовать ребенок должен сам, без помощи взрослых. По окончании рисования, следует похвалить ребенка и поблагодарить его за хорошую работу.


Процесс рисования страха позволяет уменьшить его травмирующее значение и погасить эмоцию страха.

Елена Бархатова

Поделиться ссылкой:

Один комментарий

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *