Главная страница

это сайт психолога

Проблема застенчивости

Проблема застенчивости характерна для людей, эмоционально чувствительных, впечатлительных, тех, кто все принимает слишком близко к сердцу, имеет повышенное чувство долга и обостренное чувство справедливости, не умеющих хитрить, обманывать, но, с другой стороны, не способных быть гибкими и естественными в возникающих в жизни ситуациях.

На формирование застенчивости большое влияние оказывает семейная атмосфера, в которой воспитывается ребенок. Развитию застенчивости способствует гиперопека, повышенное беспокойство членов семьи, нарушенные супружеские и детско-родительские отношения. Неблагоприятная семейная атмосфера формирует в ребенке неуверенность в себе, тревожность и страх не соответствовать общественным стандартам поведения, что приводит к возникновению застенчивости.

Проблема застенчивости, страх, тревожность, воспитание

К застенчивости не склонны те дети, родители которых не демонстрируют ребенку свою склонность к сомнению и повышенному беспокойству, не навязывают ему непосильные для него правила и обязательства, не морализируют и не стыдят по поводу и без, не создают проблемы на ровном месте и не драматизируют возникающие затруднения, не ведут себя чересчур принципиально, нетерпимо, не категоричны в суждениях, не высказывают непримиримость в оценках.

Для предупреждения застенчивости родителям следует подавать ребенку пример своим уверенным поведением, показывая, как можно строить отношения с окружающими, учитывая интересы всех сторон, не замыкаться на себе и своих проблемах и стараться расширять круг своих контактов с окружающими.

Причиной застенчивости могут быть и детские страхи, которые остались не выявленными и не проработанными в соответствующий возрастной период.

Страхи подросткового возраста возникают на основе более ранних страхов, поэтому чем раньше начата работа по предупреждению, выявлению и преодолению ранних страхов, тем больше вероятность того, что в подростковом возрасте ребенок избежит застенчивости, которая может проявляться в тревожно-мнительных и тормозных чертах характера.

Выявить боящегося ребенка не трудно по его поведению. Боящийся ребенок напряжен, проявляет беспокойство, избегает всего, что связано с объектом страха и рассказывает о том, чего он биться, если его расспрашивать.

Когда родители не придают значение или отрицают наличие страхов у своих детей, тогда ребенок начинает скрывать свой страх, который не исчезает, а только увеличивается.

Чтобы помочь ребенку справиться со своим страхом, нужно сначала этот страх обнаружить. Это становится возможным при отсутствии конфликтов в детско-родительских отношениях и наличия у родителей эмоционального контакта и доверительных отношений с ребенком. Но даже и при соблюдении этих условий, не всегда удается убедить ребенка рассказать о своих страхах. Ребенок может скрывать свои страхи, связанные с переживанием смерти, наказания или желанием соответствовать чьим-то ожиданиям. Например, мальчики могут скрывать свои страхи из-за уверенности в том, что страх – это проявление недостойной мужчины слабости.

Расспрашивать ребенка о том, что его пугает лучше всего в процессе игры или дружеской беседы. Желательно, чтобы расспросами занимался кто-то из знакомых ребенку взрослых или специалистов. Обнаруженные в процессе беседы пугающие ситуации можно разыгрывать или рисовать, это помогает избавиться от того, что пугает.

Наличие страхов в подростковом возрасте связано с их непроработанностью в более раннем возрасте. Чтобы избавить ребенка от страхов, важно понимать почему он боится.

Страхи успешно устраняются там, где родители понимают чувства, желания и внутренний мир ребенка, а также показывают ребенку положительный пример, признают свои недостатки и пытаются избавиться от них, проявляют гибкость в воспитании, избегают гиперопеки и повышенного контроля по отношению к ребенку.

При обнаружении у ребенка страхов не следует, как начинать оберегать и предохранять его от всевозможных трудностей и опасностей, так и игнорировать обнаруженный страх и смеяться на ним. В первом варианте ребенок будет бояться еще больше, а второй вариант приведет к утрате доверия, искренности, открытости ребенка в отношениях с родителями и к уменьшению способности чувствовать. Также недопустимо обвинять и наказывать ребенка за его страх.

Если Вы желаете помочь ребенку избавиться от страха, то обнаружив что, Ваш ребенок чего-то боится отнеситесь к этому спокойно, без морализаторства, наказания и осуждения. Если страх не очень сильный, то ребенка можно чем-то отвлечь, переключив его на другую деятельность. Это приводит к тому, что страхи ослабевают и постепенно уходят. Чем шире сфера интересов ребенка, тем меньше страхов, чем больше ограничений, тем сильнее фиксация на страхах.

В работе по избавлению детей от страха нужно запастись терпением, т.к. для достижения желаемого результата иногда приходится трудиться долгое время. В этом процессе очень важную роль играет спокойное и доброжелательное отношение в семье, отсутствие между родителями конфликтов и повышенной тревожной обстановки в семье. Непроработанные детские страхи остаются с ребёнком на всю жизнь и продолжают сопровождать его в зрелом возрасте не только в форме застенчивости.

Елена Бархатова

RSS Подпишись

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

psihologanalitik.ru © 2018| Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных