Причины детской агрессивности

Под понятием «агрессия» в обществе принято понимать разрушительные действия, направленные на причинение вреда кому-то или чему-то. Агрессия может проявляться и в положительных действиях, таких как: занятие спортом, защитой себя и близких, защитой своего мнения и пр. Агрессивность отличается от агрессии тем, что является не действием, а свойством личности, обладатель которого готов к агрессивному поведению, т.е. к совершению действий, направленных на причинение вреда.

Агрессия свойственна человеку с момента рождения. Агрессивное поведение ребенка проявляется в виде упрямства, злости, крика и пр. В раннем возрасте таким поведением ребенок сообщает о своей беспомощности и дискомфорте, а намерение причинить кому-то вред у него отсутствует.

Примерно в 1,5 года дети начинают выражать агрессию через поведение, вступая в борьбу со сверстниками за возможность обладания вещами (игрушками). Агрессия становится более направленной, в поведении появляется нападение. Причины детской агрессивности в этот период связаны с освоением ребенком способов адаптации и усвоением им способности удерживать и отпускать.

Причины детской агрессивности, агрессия, поведение, воспитание, школа

По мере взросления ребенок учится контролировать свои агрессивные проявления и выражать их приемлемыми для общества способами. На этих этапах очень важной является реакция родителей и их отношение к различным формам детского поведения. Нетерпимость со стороны родителей к любым формам проявления открытой агрессии приводит к формированию у ребенка скрытых форм агрессивности, выражающихся в виде упрямства, нытья или непослушания.

Развитию детской агрессивности способствуют и запреты родителей на проявление ребенком любопытства и пресечение его любознательности.

Подростковая агрессия является следствием отсутствия самоуважения, озлобленности на весь мир, возникшей из-за пережитых жизненных трудностей, а также гиперопеки, в результате которой у ребенка отсутствует возможность экспериментировать со своим поведением и нести за него ответственность.

На формирование детской агрессивности влияют взаимоотношения в семье, взаимоотношения со сверстниками, а также средства массовой информации.

В семье ребенок учится общаться с окружающим миром на примере взаимоотношений между членами семьи. Агрессивное поведение ребенка могут формировать реакции родителей на его поведение, характер его отношений с братьями и сестрами, характер отношений между самими родителями, а также между родителями и детьми.

Если ребенок в семье постоянно наблюдает сцены насилия, то у него утрачивается эмоциональная восприимчивость, как к агрессии, так и к чужой боли. Он воспринимает окружающий мир, как враждебно настроенный и поэтому всегда готов защищаться от него.

Возбуждение агрессии происходит в результате наблюдения актов насилия, как в жизни, так и на экране, поэтому переживания, связанные с просмотром сюжетов с демонстрацией насилия также способствуют формированию агрессивного поведения. Через образы героев ребенок реализует определенные потребности и отреагирует эффекты. Зависимость от экрана (в том числе и компьютерного) возникает у тех детей, у которых имеются трудности с адаптацией в окружающем мире и которые не в состоянии решить имеющиеся у них проблемы.

Усвоение детьми агрессивного поведения происходит и в результате общения с другими детьми. Агрессивность ребенка зависит от его положения в детском коллективе.

Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем и зависят от того, как он организует учебный процесс. Ко второму, третьему году обучения отношение к личности учителя и взаимоотношения в коллективе меняются. Отношения с одноклассниками становятся более тесными, а фигура учителя менее значимой. В этом возрасте дети очень болезненно воспринимают замечания взрослых, сделанные им в присутствии товарищей.

Дети, у которых складываются хорошие отношения с одноклассниками, положительно относятся к школьному коллективу и с удовольствием посещают школу. Те, у кого отношения с одноклассниками не складываются, ищут общения за пределами класса, а в классе проявляют недоброжелательность и конфликтность.

Ребенок усваивает опыт агрессивного поведения через общение с учителем, если учитель использует авторитарный стиль поведения в отношении с учениками. Некорректные замечание учителя могут вызывать у ребенка фрустрацию и желание защищаться от нападения. Частые фрустрации приводят к повышенной возбудимости и развитию агрессивности.

Елена Бархатова

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *