Главная страница

это сайт психолога

Научить ответственности

В наше время уже редко можно встретить во дворах домом ватаги играющих детей, как это было лет сорок назад. Большинство родителей не отпускает детей на самостоятельные прогулки со сверстниками. И это понятно. Страх потери ребенка заставляет родителей привязывать его к себе. Но что происходит с ребенком, привыкшим к постоянному присутствию взрослых рядом с ним? Привязанный к родителям ребенок теряет возможность обрести самостоятельность и получить элементарные навыки выживания, т.к. постоянно находится под защитой своих родителей.

Отсутствие опеки родителей позволяет ребенку не только учиться общаться со сверстниками, но и сталкиваться с последствиями своих рискованных поступков. Это помогает ему научиться самостоятельно обеспечивать свою безопасность и нести ответственность за себя, за свое тело. Полученный в общении со сверстниками опыт защиты своего тела, отстаивания своих интересов дает ему уверенность в себе и возможность успешной адаптации в социуме.

Находясь в полной безопасности, под прикрытием родителей. ребенок лишается возможности научиться способам адаптации в обществе. Надежда на других или на средства технического прогресса, а не на собственные силы и умения, приводит к тому, что малейший сбой в привычном образе жизни вызывает сильнейший стресс.

Желание родителей обеспечить детям безопасные условия существования приводит к лишению ребенка свободы передвижения и собственной инициативы. Инфантильные родители желают иметь еще более инфантильных детей, стараясь сохранить над ними власть и контроль.

В качестве средства контроля родители используют различные методы давления и запугивания. Они считают, что лучше ребенка знают что он хочет и в чем нуждается, не интересуясь у него нужно ли ему это. Особенно хорошо это можно увидеть в желании родителей накормить ребенка во что бы то ни стало. В него пытаются впихнуть такое количество пищи, которое, по мнению родителей, необходимым для того, чтобы быть сытым. Если он отказывается от излишней еды, его запугивают различными негативными последствиями или говорят, что он поступает плохо. В результате постоянно сытый ребенок не знает чувства голода и не понимает потребностей своего организма.

Попробуйте не принуждать ребенка впихивать в себя еду, а разрешить ему есть столько, сколько ему требуется, и Вы убедитесь сами, что он способен есть самостоятельно, испытав чувство голода.

У ребенка сильна страсть к познанию. Предоставляйте ему возможность сталкиваться с негативным опытом своего любопытства и объясняйте причину негативных последствий его поступков. Ребенок запомнит то, что случилось и, благодаря Вашему объяснению, поймет, почему это произошло. В дальнейшем этот опыт позволит ему избежать подобной ошибки и обеспечит его безопасность.

Научить ответственности, безопасность, опека, негативный опыт, возможность

Когда ребенок рассказывает Вам о своем негативным опыте, не запрещайте ему делать тоже самое, а объясните ему почему это произошло. Непонимание ребенком причины своего негативного опыта приведет к тому, что он либо будет повторять этот опыт, либо больше никогда не будет заниматься этим делом. В качестве примера можно привести ситуацию, когда ребенок учиться кататься на велосипеде. Если родители не объясняют ему как правильно ездить и почему он падает или после первого падения отбирают велосипед, запрещая ему садиться на него, то ребенок либо будет продолжать падать и получать новые травмы либо никогда больше не сядет на велосипед.

Оберегая ребенка от возможности столкнуться с негативным опытом, родители переносят на него свои страхи, тем самым выказывая недоверие к его возможностям. Но у каждого человека свой жизненный путь и создание родителями безопасных условий для существования ребенка делает его слабым и осложняет прохождение им этого пути.

Чтобы помочь ребенку пережить негативный опыт и извлечь из него пользу, следует не запрещать ему сталкиваться с опасностью, а предупреждать его о ней, разъясняя последствия совершаемых поступков. Предоставление ребенку необходимой информации позволяет ему самому позаботиться о своей безопасности.

К необходимой информации относятся и знания о болезнях, старении, смерти. Это тоже важный опыт, который позволяет детям воспринимать эти процессы, как естественные для жизни человека, что, в свою очередь, помогает адаптироваться к данным явлениям и избежать сильного стресса, столкнувшись с ними. Попытка родителей оградить ребенка от знаний о смерти способствует возникновению у него различных невротических страхов и проблем.

Возможно желание родителей оградить детей от созерцания смерти связано с тем, что у детей возникает много вопросов о ней. При этом родители боятся разговоров на данную тему, т.к. не знают, что отвечать на такие вопросы.

Дети, которым родители не позволяют столкнуться с последствиями своих поступков, остаются детьми, становясь взрослыми и неспособны брать на себя ответственность как за свою жизнь и безопасность, так и за жизнь и безопасность других людей.

Ребенок-это личность, у которого своя судьба. Родитель не сможет прожить жизнь ребенка за него, значит, чтобы обезопасить своего ребенка, необходимо помочь ему стать сильным. Это достигается не запиранием ребенка в безопасную коробочку, а передачей ему собственного опыта и разрешением взять ответственность за свою жизнь на себя.

Ребенка необходимо научить ответственности, развивать в нем терпимость к трудностям, возникающим в процессе жизни и обеспечивать ему возможность осознания их. Ему следует предоставлять сведения о несправедливости, которую он может встретить в мире и учить его переносить её, расставаясь с иллюзиями.

Позволив ребенку сталкиваться с трудностями, Вы сможете помочь ребенку научиться ответственности и сделать свою жизнь более комфортной и безопасной.

Елена Бархатова

RSS Подпишись

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

psihologanalitik.ru © 2018| Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных