Главная страница

это сайт психолога

Как воспитывать сказкой

О воспитательной пользе сказки сказано много. При помощи сказки можно передавать моральные и нравственные ценности, воспитывать добрые чувства, развивать речь, мышление, воображение, мелкую и крупную моторику, изучать математику.

Давайте посмотрим, как воспитывать сказкой.

Сказки можно придумывать самостоятельно или изменять уже существующие. Придуманная или измененная сказка подбирается к конкретной ситуации. В сказку обязательно должно быть заложено знание о нравственных ценностях, которые передаются ребенку. Благодаря творческому подходу к интерпретации сказки можно красочно показать, что в герое хорошо, а что в нем плохо, и изменить сказку так, чтобы герой избавился от своих плохих привычек и качеств.

Для того, чтобы помочь ребенку усвоить заложенные в сказке уроки, важно не просто читать текст сказок, но и обсуждать происходящие в них события. Для обсуждения рекомендуется  воспользоваться следующими вопросами:

Кто тебе понравился в сказке?  Почему?

Кто тебе не понравился в сказке ? Почему ?

Есть ли в этой сказке кто-то, кого тебе жалко ?

Как бы ты поступил на месте….?

Через сказки можно научить ребенка задавать вопросы, конструировать различные фразы и предложения, развивать словарный запас. В этих целях рекомендуется использовать следующие приемы:

— выбрать какое либо слово и предложить ребенку придумать к нему однокоренные слава;

— выбрать слово и придумать к нему рифму;

— составить вместе с ребенком длинное предложение, добавляя в него по очереди по одному слову от каждого;

— применяем элементы эпистолярного жанра и начинаем общение между героями при помощи записок, писем, телеграмм (умеющий писать ребенок пишет сам, за неумеющего писать ребенка пишет родитель). Текст послания сочиняем вместе с ребенком.

Как воспитывать сказкой, персонажи, ребенок, ценности, развитие, воображение

Использование в сказках пословиц и поговорок позволяет познакомить ребенка с национальным фольклором и традициями, а также разъяснить ему заложенный в пословицах и поговорках смысл. После того, как ребенок поймет смысл пословицы, можно предложить ему поиграть в игру, в которой придумываются ситуации или выбираются сказки, к которым можно применить эту пословицу.

Придумывание новых названий к известным сказкам, соответствующим тексту произведений, развивает речь  и тренирует навыки креативного мышления.

Введение в знакомую сказку новых персонажей позволяет не только изменить привычный сюжет, но и стереотипы поведения ее героев.

Предложите ребенку ввести в привычную сказку частицу «не» и посмотрите, что изменится. Например, «не Курочка Ряба снесла яичко, а…….». Или поиграйте со словами, пусть ребенок прослушает сказку и найдет в ней ласковые, сказочные, грустные или добрые слова.

Предложите ребенку придумать сказку с новыми словами из мира взрослых. Этот прием развивает воображение и творческое мышление.

Сказка поможет и с точными науками. Ребенок легко научится счету, когда будет считать героев сказки или сложению, если к одному медвежонку прибавит второго медвежонка из соответствующей сказки. Для развития математических навыков хорошо помогают вопросы о сходстве и различии каких либо сказочных предметов (золотого и простого яйца и пр.), простые задачки на счет, которые можно сопровождать инсценировкой с использованием игрушек.

Развитию моторики способствует изображение какого – то эпизода из сказки мимикой и жестами, а также конструирование фрагмента сказки при помощи бумаги, ножниц, клея, карандашей и красок.

Перевирание знакомой ребенку сказки развивает у него чувство юмора. Когда взрослый перевирает сказку, ребенок с удовольствием исправляет его, становясь активным участником сказочного процесса. Например, возьмем сказку про репку, можно рассказать её таким образом: посадил дед редиску,  а, ну да конечно, не редиску, а репку. Позвал дед почтальона, нет, конечно, бабку и т.д... Важно, чтобы в процессе перевирания взрослый использовал свои актерские способности, удивляясь своей забывчивости и восхищаясь вниманием ребенка.

Старайтесь приучать ребенка к активности, пропагандируйте добро и гуманизм, используйте все возможности сказки для развития своих детей, и сказка станет Вашим любимым инструментом в процессе воспитания.

Елена Бархатова

 

RSS Подпишись

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

psihologanalitik.ru © 2018| Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных