Доверительные отношения с ребенком

Продолжаем разговор о том, как построить такие отношения с ребёнком, которые удовлетворяли бы и родителей, и ребенка. Как уже говорилось ранее для достижения данной цели необходимо создать с ребенком доверительные отношения.

Создать доверительные отношения с ребенком без уважения детской личности вряд ли удастся. Уважительное отношение к личности ребенка включает в себя формирование такой семейной атмосферы, в которой у ребенка появляется возможность быть услышанным взрослыми.

Услышать ребенка не значит постоянно и во всем соглашаться с ним. Быть услышанным означает, что в разговоре с взрослым ребенок чувствует, что к нему прислушиваются и считаются с его мыслями и мнением. Позиция ребенка принимается наравне с позициями взрослых. Если взрослый допускает ошибку и извиняется перед ребенком, то у ребенка появляется понимание того, что каждый имеет право на ошибку. Извинения взрослого показывают ребенку, что взрослый уважает его чувства.

Уважение взрослого к личности ребенка проявляется и в уважении его личных границ. Ребенку важно знать, что рядом с ним есть взрослый человек, на которого можно положиться и который в состоянии сохранять его маленькие и большие секреты.

Доверительные отношения с ребенком, позитивные ожидания, честность, похвал

Еще одним помощником в создании доверительных отношений с ребенком является искренность в общении с ним.

Роль воспитателя является в жизни родителя одной из, а не единственной исполняемой им жизненной роли и не стоит приносить в жертву родительству все, что было до рождения ребенка. В отношениях с ребенком важно «быть», а не казаться. Искренность с самим собой позволяет взрослому быть искренним и откровенным и в отношениях с ребенком, естественно выражая свои чувства.

Ребенку важно осознавать, что любое происходящее в его жизни событие или возникшая проблема будут вызывать искренний интерес, исходящий от живых людей, а не от актеров, старающихся хорошо исполнить свою роль. Родители – это люди, которые с появлением детей не становятся хорошо отлаженными автоматами, поэтому им свойственно ошибаться, испытывать различные чувства, иметь свои потребности и желания.

Родители могут быть непостоянными и иметь разные взгляды, т.к. они являются двумя разными личностями, которые не всегда одинаково думают и чувствуют. При возникновении разногласий между родителями, важно, чтобы они показывали ребенку, что, несмотря на разные взгляды, они умеют понимать чувства и позицию другого человека и находить компромиссы.

Если мнения родителей разнятся, то можно не скрывать этих разногласий, при условии, что будет подчеркнуто, что мнение каждого из родителей важно и значимо. При наличии разногласий важно совместно найти решение, которое устроило бы всех. Единая родительская позиция в воспитании очень важна, но к любой ситуации нужно подходить разумно и, в случае необходимости, проявлять гибкость.

Родителям следует избегать двойных посланий, которые заключаются в расхождении слов с языком жестов. Например, когда родитель с упрямым и недовольным видом на лице говорит ребенку, что ему совершенно безразлично будет он делать что-то или нет, то ребенку трудно понять, что является истинным, слова родителя или его невербальные проявления. Такое поведение родителей рождает у ребенка непонимание и невозможность определить линию своего поведения.

Еще одним важным моментом в создании доверительных отношений является формирование в отношении ребенка позитивных ожиданий. Хорошая или плохая успеваемость ребенка зависит от веры в него взрослого. Ожидания взрослых играют существенную роль в становлении самооценки ребенка и позволяют ему чувствовать себя настолько успешным, способным и значимым, насколько взрослый ожидает от него, что он может быть таким.

Ожидая, что с ребенком приключится какая-то неприятность, родитель делает его слабым и лишает его способности заботиться о самом себе. Не нужно прятать ребенка от опасностей под своим крылом, не позволяя ему взять на себя ответственность за свою жизнь, главное объяснить ему, что и чем может быть опасно. Тогда он сможет справиться сам.

Еще одна важная составляющая доверительных отношений – эффективная похвала. Эффективная похвала должна быть заслуженной и соразмерной поступку ребенка, искренней, немедленной, конкретной, акцентированной на определенных деяниях, индивидуальной, повторяющейся за похожие действия, спонтанной и способствующей внутренней заинтересованности ребенка в своих действиях.

Для развития доверительных отношений делитесь с детьми своими чувствами, не скрывайте от них ни своих положительных, ни отрицательных эмоций, слушайте ребенка, активно учувствуйте в его занятиях и пишите ребенку записочки с признанием его заслуг.

Елена Бархатова

Поделиться ссылкой:

Один комментарий

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *