Детская злость

Ребенок, в отличие от взрослых, проявляет свои эмоции ярко и открыто, независимо от того носят эти эмоции положительный характер или отрицательный.

В возрасте до трех лет предметы и игрушки детей интересуют больше, чем сверстники. Но такое отношение к сверстникам не свидетельствует о равнодушии к ним. Ребенок внимательно наблюдает за тем, как взрослые взаимодействуют с другими детьми. Если, по мнению ребенка, ему уделяется меньше внимания, чем другим детям, то он ярко выражает свою ревность в капризах.

Активное взаимодействие с другими детьми начинается у ребенка примерно после достижения им четырехлетнего возраста. В детском коллективе он встречается с теми видами межличностных отношений, с которыми соприкоснется став взрослее. В детском коллективе проигрываются различные ситуации и вырабатываются стереотипы поведения.

Выбирая партнера по играм, ребенок руководствуется не индивидуальными предпочтениями, а содержанием самой игры. К пяти шести годам дети начинают переходить от игр в группе с детьми разного пола, к играм в однополых группах. Это связано не столько с личными предпочтениями, сколько с отличием игр девочек от игр мальчиков. Если же игра предполагает совместное участие детей обоего пола, то они с удовольствием играют в нее вместе.

В период с двух до шести лет у ребенка активно развиваются эмоции, оказывающие значительное влияние на его поведение.

Эмоции маленького ребенка в основном возникают в момент непосредственного восприятия им объекта, связанного с этой эмоцией. К четырем – пяти годам эмоции связаны уже не только с воспринимаемым в настоящий момент явлением, но и с теми конкретными событиями, которые не воспринимаются в данный момент, но при этом вызывают у ребенка переживания. Эмоции ребенка яркие, но быстро меняющиеся, поэтому его очень легко переключить с одного события на другое.

Детская злость, родители, расслабление, рисование, напряжение

Детская злость является одной из отрицательных эмоций, доставляющей проблемы не только родителям, но и самим детям.

Наиболее частой причиной возникновения у ребенка отрицательных эмоций является неблагополучная семейная атмосфера и ссоры между родителями. Кроме родительских ссор появлению негативных эмоций у детей способствуют: возникающие в общении трудности, недостаток впечатлений и ограничение их свободы без достаточных оснований.

Капризы и внешне необоснованная раздражительность возникает у детей тогда, когда они переутомлены и не имеют возможности в нужный для себя момент отдохнуть.

Ребенок во всем копирует взрослых, как в их отношении к какой либо деятельности, так и в переживаемых в связи с ней эмоциях. Если родители не желают делать зарядку, мыть посуду и пр., относясь к этим занятиям, как к чему-то скучному и неприятному, то ребенок будет копировать их поведение. Наказание ребенка в этом случае не улучшит, а наоборот ухудшит ситуацию, вызвав у него злость и агрессию по отношению к родителям. Если у ребенка отсутствует возможность выразить свою злость дома, то он будет выражать её за пределами дома, в общении со сверстниками.

Ругать ребенка за то, что он испытывает какую-то эмоцию совершенно бессмысленно, поскольку регулировать её проявление волевым усилием он не в состоянии в силу своего развития. Запрещая ребенку злиться или бояться, взрослый предъявляет к нему невыполнимые требования. Ребенок и сам бы рад не злиться и не бояться, но не знает, как это сделать.

Для управления эмоциями существуют различные способы, самым простым и доступным из которых является изменение поведения.

Внутренние переживания тесно связаны с телесными реакциям, поэтому можно изменить накал эмоции через изменение телесных ощущений. Когда человек испытывает злость, все его мышцы напряжены и если в этот момент попробовать максимально расслабиться физически, то сила негативной эмоции уменьшится.

Можно научить ребенка успокаиваться, когда он очень сильно злиться при помощи приема расслабления. Обучение необходимо производить тогда, когда и родитель и ребенок чувствуют себя спокойно. Научившись, ребенок сможет применять этот прием, когда он захвачен эмоциями.

Научите его напрягать, а потом расслаблять каждую часть тела по отдельности: правую ступню, правую ногу, левую ступню, левую ногу и т.д. Предложите ребенку подключить воображение, представив себе его любимого сказочного героя, словно он выполняет упражнение вместе с ним. Свяжите с расслаблением какой-нибудь знак или слово и используйте его, когда видите, что ребенок напряжен.

Если у ребенка не получается расслабляться, то можно предложить ему избавиться от злости другим способом, не расслаблением, а сильным напряжением. Усиление напряжения способствует перенаправлению энергии в мирное русло. Разозлившись, ребенок может заняться физическими упражнениями (побегать, попрыгать, потанцевать и пр.…).

Еще один способ успокоиться — концентрация на дыхании, когда для расслабления и возврата контроля над своими эмоциями, ребенок делает 5-10 медленных вдохов и выдохов.

Хорошим способом справиться с отрицательной эмоцией является воображение, при помощи которого ребенок может изменить свое отношение к ситуации, если представит, что в ней есть что-то смешное, например, вообразит, что те, на кого он злиться выглядят смешно или нелепо. Справляться с отрицательными эмоциями помогает и рисование, лепка или проговаривание этих эмоций.

Вместо того, чтобы ругать ребенка за проявление агрессии и угрожать ему наказанием, лучше научить его способам управления своей злостью заранее, показав и закрепив их в игре. Обучение следует проводить тогда, когда ребенок находится в спокойном состоянии, а не тогда, когда эмоция уже захватила его.

Главное правило, не оставляйте своего ребенка с негативными эмоциями одного, выслушайте его, учите его отреагированию, перенаправлению их в другое безопасное русло и подавайте ему пример собственным поведением.

Елена Бархатова

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *