Про особых детей

Человек, живущий среди людей, влияет на окружающих и подвергается влиянию с их стороны.

Если взять за основу взаимодействие в семье, то можно обнаружить, что все, что происходит с одним членом семьи, отражается и на других её членах. Каждая семья уникальна своей идеологией, составом, отношениями, ценностями, убеждениями и пр., которые периодически меняются.

На изменение семейной идеологии и взглядов оказывает влияние тяжёлое заболевание одного из членов семьи или рождение ребенка с нарушением развития («особого» ребенка). Про «особых» детей можно сказать, что их рождение – это неожиданное испытание для всех членов семьи, в связи с которым семья сталкивается с серьёзными проблемами, требующими поиска путей их решения.

В решении проблем используются как внутренние, так и внешние стратегии.

Внутренние стратегии могут быть пассивными (проблемы разрешаться как-нибудь сами собой) либо активными, при которых происходит переоценка происходящего, и появляются новые принципы, идеология и взгляд на жизнь. Внешние стратегии заключаются в поиске социальной (семейные и внешние ресурсы), духовной и формальной (со стороны общества и государства) поддержки.

Про особых детей, семья, зависимость, гиперопека, безразличие, забота

Состояние здоровья «особого» ребенка может вызывать высокую тревогу и страх за него. Страх за «особого» ребенка приводит к сильному желанию опекать его и защищать от взаимодействия с внешним миром. Но, повышенная забота, проявляющаяся в гиперопеке, приводит к тому, что ребенок лишается возможности приобрести собственный опыт и стать самостоятельным, свободным и независимым. Гиперопека оказывает негативное влияние и мешает развитию.

Наоборот происходит там, где члены семьи разъединены и проявляют по отношению друг к другу равнодушие и безразличие. В таких семьях «особому» ребенку позволяют стать самостоятельным и независимым, но при этом лишают его возможности чувствовать поддержку и любовь со стороны близких ему людей.

В нормально функционирующих семьях существует баланс между гиперопекой и безразличием, который позволяет ребенку обрести самостоятельность и независимость, чувствуя себя любимым и поддерживаемым близкими.

«Особый» ребенок изменяет отношения между супругами и ставит перед ними задачу принять нарушения в его развитии и адаптироваться к ним. В семьях с психологически зрелыми родителями такой ребёнок объединяет всех её членов, улучшая отношения между ними и укрепляя семейные связи.

Ребенок с нарушениями развития может предъявлять к семье большие требования, взамен не давая почти ничего. Пребывание «особого» ребенка в семье приводит к изменению материального положения семьи, проведения досуга и возможности карьерного роста. Изменения могут быть как негативного, так и позитивного характера. Появление «особого» ребенка может, как разрушить семью, так и укрепить её, сделав семейную атмосферу более тёплой и сплочённой.

Негативный характер развития событий заключается в том, что нарушения в развитии ребёнка могут стать причиной возникновения у матери депрессии, самообвинений и чувства вины, а также создать проблемы в отношении к ребенку. Отец может отказаться от участия в заботе и уходе за «особым» ребенком или совсем покинуть семью.

В семье с «особым» ребенком изменяется и положение здорового ребенка. Количество уделяемого ему внимания может значительно снижаться, на него могут взваливаться непосильные обязанности по уходу за «особым» ребенком, кроме того родители могут использоваться его в качестве «компенсации». По отношению к «особому» ребенку у здорового ребенка может появиться стыд или чувство вины.

Рождение «особого» ребенка является неожиданным, разрушающим ожидания родителей и других членов семьи событием, которое переживается как травма. Прохождение ребенком определенных этапов развития может тяжело переноситься членами семьи.

В первые годы после рождения семья адаптируется к степени имеющихся у ребенка нарушений и к их последствиям, как для ребенка, так и для остальных членов семьи.

При достижении ребенком школьного возраста появляется проблема с обучением, разрешение которой требует дополнительных временных, физических и финансовых затрат. Построение планов на будущее, связанных с образованием и будущей профессией ребёнка вызывает у родителей беспокойство. Уровень переживаний напрямую зависит от серьёзности нарушений у ребёнка.

Болезненным периодом для родителей становится достижение ребенком подросткового возраста, когда они с особой остротой осознают, что их ребенку не удастся отделиться от них, и он навсегда так и останется зависимым от родителей. В подростковый период особое значение приобретает реакция на «особого» ребенка его сверстников. В этом возрасте у ребёнка имеется потребность чувствовать себя таким же, как и все и быть привлекательным для людей противоположного пола.

, когда они с особой остротой осознают, что их ребенку не удастся отделиться от них, и он навсегда так и останется зависимым от родителей. В подростковый период особое значение приобретает реакция на «особого» ребенка его сверстников. В этом возрасте у ребёнка имеется потребность чувствовать себя таким же, как и все и быть привлекательным для людей противоположного пола.

Отличие «особого» ребенка от других причиняет боль и страдания и является стрессом, как для самого ребенка, так и для членов его семьи.

Взросление «особого» ребенка ставит перед семьёй новые вопросы, основным из которых является вопрос о том, кто будет заботиться о ребенке, когда родители состарятся или умрут.

Появление в семье «особого» ребенка вынуждает всех участников семейных отношений приспосабливаться к его нуждам. Приспособление может требовать значительных изменений, последствия которых приводят к изменению личных судеб членов семьи.

Елена Бархатова

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *