Главная страница

это сайт психолога

Возрастные особенности юношеского возраста

Юность — это переход от подросткового возраста к взрослой жизни. Но это еще не взрослость. Возрастные особенности юношеского возраста заключаются в том, что юноша еще зависит от взрослых, находясь на положении ребенка, но уже выполняет различные взрослые роли в общественной жизни, проявляя самостоятельность и неся ответственность.

Общество признает молодого человека своим полноправным членом, предоставляя ему права и возлагая на него обязанности. Так, например. в 14 лет человек получает паспорт, с 16 лет может начать работать, в 18 лет получает право избирать и быть избранным, вступать в брак. У него появляется ответственность за правонарушения и преступления.

Но при этом отношение к юноше имеет некоторую двойственность. С одной стороны ему постоянно напоминают, что он взрослый, а с другой стороны требуют от него подчинения и послушания, т. к. он все еще находится на иждивении родителей и зависит от них.Возрастные особенности юношеского возраста, юность, самооценка, профессия

Юность условно разделяют на раннюю — от 15 до 18 лет и позднюю — от 18 до 23 лет.

В период ранней юности перед человеком встает выбор профессии, появляется необходимость в зарабатывании денег, планируется дальнейшая жизнь. Личные контакты приобретают большую значимость чем групповое общение. Формируются морально нравственные ценности, личностные качества, мировоззрение.

Юность — это пора проявления творческих способностей, максимальной активности и трудоспособности, а также развития в различных направлениях. Ведущей деятельностью в юности является выбор профессии. Психологическая потребность состоит в том, чтобы найти свое место в обществе, свое предназначение, понять себя, свои возможности и способности.

На выбор профессии влияет умение ориентироваться в экономической ситуации, наличие цели или мечты, осознание ценности трудовой деятельности и необходимости профессиональной подготовки.

Осознанность профессионального выбора оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Выбирая профессию человек определяет для себя, что для него является более подходящим — подчиниться сделанному за него выбору профессии или принять свое решение, став творцом собственной жизни.

В ранней юности жизненные планы не конкретизированы, молодой человек представляет себя в различных ролях, но еще не решается сделать выбор и ничего не делает для осуществления задуманного. Его самосознание только формируется. Большое значение в этот период приобретает самоуважение, которое выражается в степени принятия себя.

Некоторые молодые люди склонны переоценивать свои возможности, способности, положение в обществе и пр. Их излишняя самоуверенность вызывает раздражение у окружающих и становится источником конфликтов и разочарований. Но гораздо опаснее для молодого человека, если у него пониженное самоуважение, которое является причиной пониженной самооценки, приводящей к трудностям в общении и желании отгородиться от окружающих.

Чем ниже самооценка, тем большая зависимость от чужого мнения, и тем ниже уровень притязаний. Такой человек стремится избежать любых соревнований, отказывается от достижений и не верит в свои силы.

Размышляя о своей жизни и о своем предназначении молодые люди начинают искать смысл своего существования. Поиск смысла жизни помогает систематизировать свои жизненные планы и поставить перед собой определенные цели и задачи. Проблема смысла жизни связана не только с внутренними процессами, а так же со средой проживания человека, в которой он будет раскрывать свои способности и возможности.

Строя жизненные планы юноша одновременно обдумывает и способы их реализации, выбирая подходящие инструменты. К сожалению, размышляя о будущем, школьники считают будущее делом будущего и не осознают, что будущее начинается в настоящем.

Юность — период стремления в будущее, вера в собственные силы, в свои возможности, в свою способность преодолевать любые препятствия. Появляется потребность выделиться из толпы через форму поведения, внешний вид, манеры, черты характера, собственные пристрастия или привычки и т.п.

Повышается эмоциональная восприимчивость и рождается первая любовь. Появляется отрицание навязанных авторитетов. Усиливается потребность в понимании, которое выражается в эмоциональном сочувствии и сопереживании.

Юношеский возраст заканчивается переходом к зрелости.

Елена Бархатова

RSS Подпишись

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

psihologanalitik.ru © 2018| Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных