Влияние детства на жизнь человека

Влияние детства на жизнь человека очень велико, ведь многие черты характера, привычки, стереотипы поведения закладываются именно там, в далеком детстве, когда ребенок познает мир и учится взаимодействовать с ним.

Соглашаясь с тем, что детство оказывает существенное влияние на жизнь взрослого человека, не все люди осознают, что любой поступок взрослого формирует у ребенка определенное восприятие мира и способы взаимодействия с ним.

Влияние детства на жизнь человека , оральная, анальная, фаллическая

Именно в детстве закладывается предрасположенность к зависимости, как от различных веществ, таки и от людей, формируется скупость или расточительство, способность творить и достигать успеха или жить под гнетом страхов и разочарований. И все это происходит в процессе осуществления ребенком обычных физиологических действий, на первый взгляд не имеющих никакого отношения к формированию у него свойств и качеств личности.

Прошлое влияет на настоящее, и это не вызывает сомнения, т.к. в настоящем мы строим свое будущее, которое становится настоящим. Полученные в детстве травмы становятся причиной взрослых неврозов, избавиться от которых возможно только тогда, когда будет найдена причина их происхождения и развития.

Согласно З.Фрейду на развитие личности оказывают значительное влияние такие факторы, как процесс физиологического роста и развития, несоответствие желаний возможностям (фрустрация), внутри личностные конфликты и опасности окружающего мира. Напряжение, вызванное этими факторами, вынуждают личность искать способы его снижения. Одним из таких способов являются идентификация – принятие черт другого человека, как неотъемлемой части своей личности.

З.Фрейдом были выделены стадии развития ребенка, которые получили название в соответствии с определёнными частями тела, связанными с получение удовольствия на определенном этапе развития: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. На каждой стадии происходит формирование определенных качеств и свойств личности, характерных для ведущей в этот период области тела.

На оральной стадии ребенок получает удовольствие через область рта. Оральную активность ребенок проявляет посредством сосания или кусания. И то, и другое действие в дальнейшем формирует определенные черты характера. Человек, получающий в детстве удовольствие от приема биологической пищи будет получать удовольствие от приема и другой пищи, такой как различные знания. Фиксация на поглощении пищи делает человека легковерным, способным проглотить все, что ему дают. Фиксация на кусании впоследствии заменяется склонностью к спорам и сарказму.

Фиксация на оральной фазе приводит к формированию различных видов зависимостей. Ощущение своей зависимости сохраняется на протяжении всей жизни человека, в результате чего, он обречен, ощущать зависимость всегда, когда находится в состоянии неуверенности или тревоги.

Принуждение к еде или голодание, принудительное быстрое отлучение ребенка от груди или бутылочки приводят к нарушению позитивного восприятия еды. Ранние детско-материнские отношения влияют на трудности, связанные с количеством принимаемой пищи в течение всей жизни, которые могут стать основой для внутриличностного конфликта, проявляющегося в виде булимии или анорексии.

Начало анальной фазы совпадает с обретением ребенком способности контролировать свои сфинктеры. Как правило, это происходит на втором году его жизни и связано с приучением к горшку. Процесс приучения ребенка к туалету является серьезным испытанием для него, т.к. для ребенка это первый опыт, когда он сталкивается с попытками внешнего управления имеющимися у него инстинктами. Он учится откладывать удовольствие от освобождения кишечника, получая первичный опыт социализации.

На этом этапе, избранный родителями способ приучения к горшку способствует формированию специфических черт характера. Строгость и используемые родителями подавляющие способы приучения к горшку могут приводить к тому, что ребенок будет удерживаться от дефекации, что приведет к развитию запора. Такой способ реагирования может стать причиной формирования у ребенка «удерживающего» типа характера, характерными особенностями которого являются скупость, мелочность и упрямство.

В ответ на подавляющие методы приучения к туалету ребенок может реагировать и другим способом – справлять свою нужду в самом неподходящем месте и в самое неподходящее время, тем самым выражая свой гнев в адрес родителей. Такое поведение является основой для формирования направленных вовне реакций, таких, как неопрятность, расточительность, разрушительность, жестокость и пр.

Отсутствие принуждения и одобрение со стороны родителей удачных попыток ребенка использовать горшок по назначению формирует у ребенка представление о важности этого процесса и о его способности создавать что-то ценное, что ложится в основу его дальнейшей творческой и продуктивной деятельности.

На фаллической стадии у детей появляется интерес к анатомическим особенностям строения тела и происходит повышение эротической чувствительности и появление новых ощущений в генитальной области. Примерно после трех лет ребенок начинает исследование своих половых органов и получает удовольствие от мастурбации. Эта фаза подготавливает его к появлению Эдипова комплекса (влечение к родителю противоположного пола и враждебность к родителю своего пола), который влияет на поведение ребенка в возрасте от трех до пяти лет. В это период закладывается отношение к противоположному полу и к обладающим властью фигурам, а также способность соревноваться (соперничать).

На латентной фазе (от шести-семи лет до пубертата) сексуальные проявления уменьшаются, происходит поиск наиболее адаптивных способов удовлетворения потребностей.

Генитальная фаза связана с половым созреванием, оказывающим большое влияние на психическое развитие подростков, происходит отделение от родителей, формируется тело и зрелое отношение к своей сексуальности.

Елена Бархатова

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *