Я концепция подростка

Особенности развития в подростковом возрасте имеют большое значение для формирования личности.

В этот период у подростка возникает чувство взрослости, которое проявляется в его желании стать полноправным членом взрослого общества. Он стремится к самостоятельности, желая показать свою взрослость и добиться того, чтобы взрослые считались с его мнением и уважали его достоинство.

Подросток – это особое состояние. Он находится между детьми и взрослыми. Не желая чувствовать себя принадлежащим к детям, тем не менее он понимает, что еще не взрослый. Для него характерна особая чувствительность, эмоциональная неустойчивость и напряженность, агрессивность и застенчивость, категоричность суждений и склонность к конфликтам.

Я концепция подростка, юноша, взрослость, чувствительность, эмоциональность

Высокий уровень притязаний в сочетании с низкой самооценкой становится причиной бурных эмоциональных реакций, не соответствующих поводу, вызвавшему эти реакции.

Подросткам может казаться, что окружающие имеют о них плохое мнение, что приводит к появлению подростковой депрессии. Улучшения в психологическом состоянии происходит после перехода из подросткового возраста в юношеский. В юношеском возрасте, примерно после пятнадцати лет, самооценка становится более устойчивой, застенчивость ослабевает, а самоуважение начинает расти.

В юношеском возрасте происходит раскрытие своего внутреннего мира. Основными вопросами, на которые пытается ответить подросток становятся вопросы: «Кто Я?», «Какой Я?», «Для чего Я?», «Каким я должен быть?». По мере взросления у подростка появляется способность погружаться в свои эмоции и переживания. Разрыв между внутренним Я и внешним выражением себя заставляет его решать вопрос самоконтроля.

Подросток воспринимает себя как более нежного и ранимого, чем окружающие, что вызывает дополнительную тревогу, связанную с возможностью непонимания его поступков со стороны других людей. Он постепенно осознает свою неповторимость и уникальность. Оценка себя начинает строиться на основе внутренних установок, а не внешних оценок, что приводит к становлению «Я-концепции», формирующей образ мыслей и поведения юноши.

«Я-концепция» подростка — это представление о самом себе, формируемое исходя из критической оценки себя, своих поступков, мыслей, образа жизни, установок и пр. Это образ Я, в который входит и самооценка – отношение к самому себе, а также к некоторым качествам своей личности.

«Я-концепция» – это то, кем личность является в настоящее время, и то, кем и какой она хотела бы стать в будущем. Это отношение человека к самому себе, к своим возможностям и перспективам своего развития. Образ Я включает в себя знание о самом себе, о своих индивидуальных качествах и свойствах, оценка этих качеств и свойств, и практическое уважение к себе.

«Я концепция» изменяется в процессе взаимодействия с другими людьми. Через общение с другими человек лучше понимает самого себя и свое предназначение. Представление о самом себе формируется в том числе и из информации, полученной от других, которая проверяется в отношениях с ними.

На мысли молодого человека о самом себе влияет его настроение и представление о том, что о нем думают другие. Если окружающие оценивают его негативно, то и он сам оценивает себя также. Тот, кого считают глупым, невоспитанными и т.д. будет сам считать себя глупым и невоспитанным, что отразится на его поведении.

Взаимоотношения с окружающими, соперничество и сотрудничество, участие в различных группах, принадлежность к определенному социальному статусу в настоящем и в будущем, представление о себе в будущем оказывают влияние на формирование идентичности подростка.

В раннем подростковом возрасте подросток застенчив и уязвим, он легко смущается и оценивает себя через сравнение своих внешних данных, физического развития, интеллектуальных способностей, умений и навыков с аналогичными качествами своих идеалов или сверстников.

Для подростка очень важно найти способ примирить свое реальное Я с Я идеальным. Если это удается, то человек принимает и уважает самого себя, освобождаясь от внутриличностных конфликтов и тревог. В противном случае у него возникают психологические проблемы.

Интересно заметить, что расхождение между реальным и идеальным Я тем больше, чем выше интеллектуальное развитие или творческие способности человека. Это расхождение способствует стремлению к самореализации и развитию.

Елена Бархатова

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *