Вытесненное в бессознательное

Меняется общественное устройство, ценности и мораль, но количество невротиков не уменьшается. Причина в том, что невротиками не рождаются, а становятся в результате воспитания.

Применяемые в воспитании патологические методы, борьба за власть в семье, установление за ребенком постоянного контроля (даже если ему больше тридцати лет), культивирование в нём чувства вины и стыда, использование его в качестве инструмента для склеивания брака и другие издержки воспитания приводят к тому, что дети растут в атмосфере повышенной тревожности и запретов. Все это, а так же подавление собственной агрессии приводит к возникновению неврозов (а иногда и психозов).

Запрет на проявление индивидуальности, контроль и патологические приемы в воспитании становятся причинами психологических травм.

Полученные в детстве психологические травмы, лежащие в основе невроза, вытесняются в бессознательное. Вытесненное в бессознательное не исчезает бесследно, оно продолжает оказывать влияние на жизнь человека. Избавиться от влияния вытесненного помогает его осознание. Но чтобы вытесненное сделать доступным сознанию, до него нужно добраться.

Вытесненное в бессознательное, психоанализ, психические травмы, представления

Добраться до вытесненного можно благодаря словесному выражению своих мыслей, чувств и воспоминаний при помощи свободной речи через ассоциации.

Все, что находится в окружающем мире, воспринимается человеком через представления. Какой бы сложной не была реальность, она раскладывается в психике на простые элементы, которые образуют в психическом пространстве различные связи. Полученный в результате психической деятельности продукт проецируется на внешнюю реальность.

Выражение «мысль материальна» не случайно, т.к. созданные представления психика стремится воплотить в реальность (сознательно или бессознательно). Поэтому, если ребенку с детства внушали чувство вины и убеждали его в собственной неполноценности, то у него закрепляется представление о своей никчемности. В результате чего, став взрослым, он, даже если и добился успеха, продолжает жить с ощущением своей плохости и любая ошибка или неудача будут активировать вину, стыд и собственною неполноценность.

Это чувство собственной неполноценности отражается и на теле, проявляясь в виде пониженного давления, сонливости или депрессии. В состоянии депрессии и пониженного настроения желание говорить пропадает, что усугубляет ситуацию, отнимая последние силы и лишая желаний. Отсутствие у человека возможности вербально выражать свои чувства, мысли и желания отражается на телесном уровне, в результате чего психика начинает говорить через тело (психосоматика).

Психика создает представления на основе опыта, приобретаемого в течение жизни. Представления создают психическую реальность личности. Таким образом, психическая реальность человека состоит из его представлений об окружающем мире и о самом себе. Значит для того, чтобы изменить свою жизнь и сделать её такой, какой хочется, нужно просто изменить представления.

Иногда, чтобы изменить одни представления на другие хватает одного разговора, а иногда для этого требуется более продолжительное время. В любом случае формирование представлений осуществляется при помощи речи, но не обычной, а свободной.

Свободная речь, используемая в психоанализе в виде свободных ассоциаций, отличается от обычной речи тем, что она более подвижна. В свободной речи можно перескакивать с темы на тему, с истории на историю, с объекта на объект.

Возврат в сознание вытесненных представлений происходит благодаря формирующимся цепочкам ассоциаций, которые помогают осознанию. Психоаналитик, через свободную беседу, интерпретации, встречные вопросы, а также активное слушание и вдумчивый диалог помогает клиенту добраться до нужного материала, а также способствует раскрытию, развитию и освобождению его «Я».

Елена Бархатова

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *