Вынужденный быть родителем

У каждого ребенка есть право быть накормленным, одетым, защищенным и иметь крышу над головой. Но кроме удовлетворения имеющихся у него физиологических потребностей, ребенок нуждается в удовлетворении потребностей эмоциональных, связанных с уважением его чувств, а также в адекватном обращении с ним, что позволило бы ему развивать чувство собственного достоинства и осознавать свою ценность.

Ребёнок также имеет право на адекватные границы установленные взрослыми в поведении, на ошибки и на то, чтобы требования к его дисциплине со стороны взрослых не превращались в жестокое обращение. У ребенка есть право иметь детство, которое позволяет ему проявлять свою спонтанность и безответственность, шалить и играть в различные игры.

По мере взросления родителям необходимо научить ребенка выполнять определенные обязанности, соответствующие его возрасту, и нести ответственность за их выполнение.

Дети усваивают то поведение, которое они наблюдают у своих родителей. Они слушают родителей и наблюдают за ними, подражая им. Поскольку у детей отсутствует какой-либо опыт отношений и им не с чем сравнивать, то усвоенное в своей семьи становится для них непререкаемым фактом и закрепляется в их психике.

Идентичность ребенка формируется исходя из того, с какими ролевыми моделями он встречается в своей семье. Семейные ролевые модели имеют значение при выборе ребенком своего пола. Большое влияние на применяемую родителями систему воспитания оказывают установки родителей родителей (бабушек, дедушек). В соответствии с этими установками некоторые родители ожидают, что дети возьмут на себя удовлетворение их потребностей.

Вынужденный быть родителем, семейные роли, ответственность, вина, детство

Возложение на ребенка обязанностей родителей приводит к деформации функций семьи. Вынужденный быть родителем самому себе или даже одному или обоим родителя, ребенок сам должен искать подходящие для осуществления данных функций способы своего поведения, т.к. пример для подражания у него отсутствует. В такой ситуации ребенок тонет в возникающих противоречиях, что отражается на его эмоциональном развитии.

Когда накладываемые родителями на ребенка обязанности превосходят его силы, тогда он вынужден очень быстро повзрослеть и лишиться своего детства. Пока его сверстники общаются друг с другом и играют в игры, он занимается тем, чем должны заниматься его родители. Для сохранения семьи ему приходится стать маленьким взрослым, лишаясь возможности играть и не о чем не беспокоиться.

Поскольку его потребности не учитываются, ему приходится находить способы для того, чтобы противостоять одиночеству и эмоциональному отвержению. Таким способом становится отрицание того, что у него существуют какие-то потребности. Он становится функцией, предназначенной для заботы о других, а сам перестает быть важным.

Ребенок, на которого возлагается исполнение взрослых обязанностей, не может функционировать, как взрослый и соответствовать тому, чего от него ожидают. Но он не понимает этого, поэтому чувствует себя виноватым и ни на что не способным, за то, что плохо справляется с поставленными перед ним задачами.

Взрослый, вынужденный в детстве поменяться эмоциональными ролями с родителями чувствует себя никчемным и может стать трудоголиком, считая, что основным его мерилом является то, сколько он сделает на благо других. Он не умеет получать и отдавать любовь, т.к. не имел возможности научиться этому.

События могут развиваться и по другому сценарию. Человек, с детства взявший на себя ответственность за семью во взрослой жизни выбирает себе партнеров с асоциальным поведением, веря в том, что если он будет любить их и заботиться о них, то они исправятся и полюбят его. Но вместо ожидаемой любви он получает разочарование и пустоту, чувствуя себя использованным. Такие отношения являются созависимыми. Вступая в созависимые отношения человек исключает из этих отношений самого себя, давая партнеру все, кроме самого себя, не получая от отношений ничего.

Это происходит потому, что вместо того, чтобы получить поддержку от родителей и обрести уверенность в себе ребенок вынужден нянчиться с инфантильными родителями или с одним из них. Он чувствует свое бессилие из-за ощущения собственной вины за то, что не в состоянии удовлетворить их потребности.

Во взрослой жизни такой ребенок замещает своих родителей, проявляя заботу о других нуждающихся и безответственных людях. Он пытается уменьшить чувство вины и найти заместителя токсичной фигуры родителей.

В результате пережитого в детстве, взрослому сложно определиться с собственной идентичностью, т.к. никто не занимался развитием его чувств и ему трудно понять, что можно ожидать от любовных отношений.

Родители, которые полностью сконцентрированы на собственном физическом и эмоциональном выживании отправляют своим детям сигнал о том, что их не существует.

Елена Бархатова

Поделиться ссылкой:

Один комментарий

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *