Восприятие объективной реальности

Любой существующий в мире живой организм не в состоянии обеспечить себя всем, что ему требуется для выживания самостоятельно. Для удовлетворения его потребностей необходим окружающий мир. Организм не может быть изолирован и замкнут на самом себе, он существует во взаимозависимости с тем, что его окружает. Организм – это часть мира, но он может воспринимать мир и как нечто отдельное от себя, такое же реальное, как и он сам.

Проблемы реальности волнуют философские умы уже не одно столетие. В результате взаимных споров и рассуждений сформировалось два направления философских школ, одна из которых считает, что мир существует только в наших представлениях, а другая уверена, что реальность мира не зависит от его восприятия. Вопрос восприятия объективной реальности сложен, но интересен.

Границы человеческого восприятия становятся шире благодаря наличию интереса. Означает ли это, что существование мира как такового зависит от того, насколько он удовлетворяет интерес?

Допустим, что существующая объективная реальность является основой для создания человеком своей собственной субъективной реальности. Человек выделяет для себя какую-то часть из огромной вселенной, которая отвечает его интересам. Данная часть имеет дополнительные ограничения, которые накладывают доступные человеку средства восприятия, социальные нормы и правила. Помимо объективной и субъективной реальности существует еще и иная реальность, так называемый мир проекций.

Вопрос существования самого мира как такового заключается в том, какое количество этого мира существует для субъекта.

Если представить эту картинку в виде кругов, то внешний круг может представлять мир сам по себе. Следующий круг содержит знание о мире, получаемое при помощи различных инструментов (обучение, книги, приспособления, увеличивающие объем восприятия). Внутри него круг – изменение человеческих интересов, которое оказывает существенное влияние на то, что мы видим и с чем взаимодействуем.

Каждый имеет свой субъективный мир. Наличие физических ограничений (слепота, глухота и пр.), социальных или невротических запретов способен данный мир сузить. Один и тот же объект разными людьми может восприниматься по-разному.

Восприятие объективной реальности, субъективный мир, потребности

Рассмотрим в качестве примера такой объект, как река. Мы может определить данный объект, как естественный водоем, в котором живут различные речные организмы. Воспринимается ли эта объективная реальность одинаково такими субъектами её восприятия как: рыбак, моряк, купальщик, художник. Но рыбак, оглядывает реку с точки зрения получения улова, моряк – с точки зрения возможного судоходства, для купальщиков важна будет чистота и температура воды, а для художника красота раскинувшегося пейзажа.

Из одной объективной реальности мы получили четыре, каждую из которых характеризует имеющейся у субъекта интерес. У каждого из описанных субъектов есть своя сфера интереса, которая связалась рекой. Но рыбак мог использовать в качестве альтернативы добычи рыбы озеро, моряк – для судоходства море, купальщики – бассейн, а художник – ручей. У этих четырех человек четыре разные сферы интереса. Их интересуют объекты, которые могут удовлетворить их нужды и только совпадение привело к тому, что общим объектом интереса для них стала река.

Можно пойти дальше и сказать, что единственной значимой реальностью является внутренняя реальность, а не внешняя.

Специфические потребности диктуют специфические интересы. Отношения между действительностью и потребностями соответствуют отношениям между сознанием, душой и телом. При удовлетворении потребности субъективная реальность исчезает. Рыбак утрачивает интерес к реке, если выясняет, что в ней нет рыбы, моряк –  когда узнает, что она не подходит для судоходства, купальщики – после купания, а художник – по окончании картины.

Проезжая по городу на машине не обращаешь внимание на какие-то магазины, которые находятся вдоль дороги, пока не появляется потребность в приобретении конкретного предмета. Только тогда начинаешь выделять из фона магазин, в котором можно приобрести этот предмет, потому, что этот магазин станет субъективной реальностью.

Человек не воспринимает одновременно все, что его окружает. Он отбирает объекты в соответствии со своими интересами, в результате чего эти объекты выделяются для него из общего фона других объектов. Реальные и воображаемые объекты могут быть заряжены психической энергией, и всякий психический процесс сопровождается изменением интереса к объекту.

Соотношение организма с сознанием и с реальностью пересекается в трех точках: 1. Сознание и реальность являются дополнительными к потребностям организма; 2. И сознание и реальность действуют по принципу фигуры и фона. 3. При достижении удовлетворения реальный объект и его образ исчезают из сознания.

Реальность, воображение, восприятие и визуализация имеют отличия друг от друга, что позволяет отличать действительность от воображаемого. После сильных эмоциональных стрессов у человека может наблюдаться расстройство восприятия, когда мир начинает восприниматься им как бы со стороны, словно через объектив фотоаппарата. Сильное напряжение (голод, страх) может стать причиной появления галлюцинаций.

Существует такое состояние визуализации и восприятия, которое получило название «эйдетической» памяти. Это состояние свойственно детям и некоторым взрослым. Обладатели эйдетической памяти могут просматривать в голове те образы, с которыми встречались, так, словно они находятся перед их глазами. Такая память не свидетельствует о наличии великого ума, но она обеспечивает сознание большим количеством воспоминаний.

Елена Бархатова

Поделиться ссылкой:

4 комментария

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *