Главная страница

это сайт психолога

Умение слушать людей

Умение слушать людей и слышать их не менее важно, чем умение говорить с ними на одном языке. Для человека очень важно осознавать свою значимость и чувствовать уважение по отношению к себе. Лучшим средством удовлетворить эту потребность и создать доверительную обстановку, располагающую к общению — это внимательно выслушать человека, сфокусировавшись на том, о чем он говорит.

Внимательное слушание позволяет получить важную информацию, которая будет полезна в дальнейшем, но не все люди обладают навыком слушания. Как научиться не только слышать, но и воспринимать полезную информацию — вопрос сложный. Разбираться с ним стоит начать с того, почему сказанная партнером по общению информация теряется и искажается.

На искажение информации влияют фильтры слушания. Эти фильтры связаны с какими-то установками, предыдущим опытом общения, уровнем эмоциональной включенности в ситуацию и неразвитым навыком слушания. Указанные факторы приводят к тому, что отдельные детали информации, сообщаемой в процессе общения, теряются, подменяются более значимыми или удобными для собеседника или искажаются, меняя смысл сказанного.

Умение слушать людей, собеседник, активное , пассивное

Улучшить процесс общения можно при помощи техники активного слушания, которая состоит из дословного повторения, перефразирования и резюмирования.

Дословное повторение — это повторение сказанного собеседником вслух слово в слово. Перефразирование- это повторение основной мысли сказанного собеседником своими словами или в краткой форме. Перефразирование позволяет понять насколько правильно слушающий понял говорящего. Резюмирование — это подведение итога сказанного, сухой остаток. Резюмирование позволяет выделить в сообщении собеседника главное или подвести беседу к завершающему этапу.

Все три приема являются эффективными и позволяют найти подход к разным собеседникам. Так, например, дословное повторение хорошо использовать при общении с мало разговорчивыми людьми. Оно позволяет им вернуться к сказанному и будет стимулировать их к добавлению дополнительных деталей.

При помощи перефразирования можно уточнить смысл сказанного, когда нет уверенности, что есть правильное понимание говорящего. Резюмирование так же хорошо работает с болтливыми людьми, т. к. способствует продвижению разговора в нужном направлении более быстрыми темпами.

Кроме активного слушания существует и пассивное слушание, так же помогающее наладить общение общению.

Пассивное слушание состоит во внимательном слушании собеседник, с обратной связью в виде коротких реплик: «да, да…», «понятно», «ага...», «ну надо же» и т. д. Этот стиль общения используется в том случае, когда собеседник сообщает важную информацию и его нецелесообразно прерывать длинными репликами.

Для улучшения общения не следует перебивать собеседника или переводить разговор на другую тему без веских причин, отвлекаться и задавать слишком много вопросов, пререкаться с собеседником (если Вы с ним не согласны, то дождитесь когда он закончит и выскажите свою точку зрения), навязывать свою точку зрения и давать навязчивые советы, показывать своим поведением, жестами, мимикой, словами свое отношение к чувствам говорящего.

Некоторые собеседники затрудняют общение своими действиями. Это происходит из-за использования ими неконструктивных форм поведения в процессе слушания.

Такими формами являются: симулирование слушания, когда слушающий делает вид, что слушает, а сам в это время думает о своем; слушающий поглощен своими мыслями, но при этом пытается произвести впечатление внимательно слушающего, в результате чего теряет нить разговора, постоянно перебивает, погружается в себя с потерей нити разговора; слушание отдельных частей разговора, только того, что хочется; желание человека, чтобы слушали только его; прерывание собеседника с завершением рассказа своей версией.

Владея информацией о выбранной собеседником стратегии можно легко определить какой роли он придерживается и подстроится под его стиль, выбрав для себя подходящую ответную стратегию.

Если Ваш собеседник слушает выборочно, только то, что хочет, то в общении с ним лучше оперировать цифрами и отстраняться от эмоциональной стороны повествования. В общении с тем, кто делает вид, что слушает необходимо периодически задавать ему вопросы, требующие развернутого ответа.

С тем, кто хочет, чтобы слушали только его поможет резюмирование, позволяющее показать, что его слушают и переходить к следующему этапу разговора. С тем, кто стремится завершать рассказы по-своему лучше всего в самом начале разговора регламентировать ситуации. Если же попался собеседник, который выискивает ошибки в сообщении говорящего, а потом говорит только об этих ошибках, то, если Вы действительно не правы, признайте свою ошибку, не вступайте в спор, и предложите обсудить эту тему позже.

Зная эти стратегии и способы совладения с ними Вы сможете построить конструктивный диалог с любым собеседником, какой бы роли он не придерживался.

RSS Подпишись

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

psihologanalitik.ru © 2018| Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных