Умение понимать ребенка

В современном обществе очень сильно удлинился процесс взросления детей. Родители продолжают заниматься воспитанием даже тогда, когда у детей появляются уже собственные внуки. Поэтому умение понимать ребенка является очень важным умением, помогающим налаживать отношения и избегать так называемых конфликтов «отцов и детей».

Процесс взросления протекает неравномерно. Одни психологические качества развиваются в ускоренном режиме, тогда как развитие других может существенно отставать. Наиболее выражено это происходит в познавательной сфере. В дошкольном возрасте (до шести лет) очень быстро развиваются ощущения и восприятие: познание мира происходит через возможность его непосредственно почувствовать.

Умение понимать ребенка, развитие, кризисы, интеллект, личность

В возрасте от семи до одиннадцати лет первое место по темпу развития занимает память: ребенок учится запоминать и воспроизводить информацию, но  еще не имеет навыка обрабатывать её логически. Развитие мышления происходит в подростковом возрасте примерно в одиннадцать — двенадцать лет. У подростка формируется способность к выявлению связей и закономерностей, выходящих за рамки восприятия.

Происходят изменения и в общих направлениях и приоритетах развития. Психика включает в себя два основных направления развития:

1. Интеллектуальное развитие (развитие различных способностей, связанных с взаимодействием с окружающими миром и предметами).

2. Личностное развитие (приобретение и развитие различных навыков, потребностей и мотивов).

В процессе взросление одно из направлений развития становится преобладающим по отношению к другому. В силу закона периодичности развития в каждом возрастном периоде  одно направление развивается интенсивнее другого.

До достижения ребенком шестимесячного возраста указанные направления  еще не имеют четкого разделения между собой и развиваются одновременно. С шести до двенадцати месяцев личностное развитие выходит на первый план, что является следствием эмоционального общения ребенка с ухаживающими за ним взрослыми.

С одного года до трех лет ведущим становится интеллектуальное развитие. Ребенок начинает активно осваивать окружающее пространство и манипулировать различными предметами. Темпы личностного развития в этот возрастной период несколько снижаются.

К трем годам вновь происходит перемена и более интенсивно начинает развиваться личность. У ребенка совершенствуются речевые навыки, а также навыки общения и игры со сверстниками. С шести до семи лет, вновь на первый план выходит интеллект, что продиктовано началом учебной деятельности. В десять — одиннадцать лет интеллект уступает ведущую роль развитию личности, что проявляется в ориентированности подростков на общение со сверстниками.

Смена направления развития является совершенно естественной и необходимой для гармоничного развития личности. Периоды смены направлений развития вызывают у взрослых беспокойство и служат для них признаком наличия проблем в развитии ребенка. Особенно острое беспокойство возникает в периоды замедления интеллектуального развития, происходящего в три года и в десять- одиннадцать лет, когда ребенок начинает проявлять непослушание и теряет интерес к тому, чем еще недавно был сильно увлечен. Волноваться не стоит, такое поведение в этом возрасте вполне нормально и естественно.

Зачастую люди считают, что развитие интеллекта и хорошая успеваемость являются более важным для человека, чем умение общаться. Но если взять за основу некоторые данные, то получается что примерно 80% жизненных успехов в жизни человека связано не с интеллектом, а с навыками общения.

Когда подросток начинает уделять общению со сверстниками больше времени, чем обучению у взрослых появляется сильная тревога. Но это тревога беспочвенна, т. к. поведение ребенка свидетельствует о том, что развитие у него идет совершенно нормально. Гораздо больше тревоги должны вызывать те подростки, которые в этом возрасте все свое внимание направляют на учебу, и не испытывают желания общаться со сверстниками.

В процессе развития ребенок проходит через кризисы, когда происходит обострение противоречий, влекущих за собой качественное изменение психики. Это период, в который ребенок испытывает дискомфорт и напряжение и с ним становится сложно общаться.

Кризис состоит из деструктивной и конструктивной фаз.

На деструктивной фазе распадаются сложившиеся ранее особенности психики и формы регуляции поведения. Это период обострения противоречий и появления проблем в поведении. Но это нормально, т. к. для того, чтобы сформировалось новое восприятие мира и  другое поведение, нужно разрушить и отказаться от того, что существовало ранее.

На конструктивной фазе на освободившемся месте формируются новые способы познания окружающей действительности и регуляции поведения.

В случае благополучного протекания процесса развития кризис имеет положительный итог. Происходит переход на другой уровень возможностей психики. Ровное и гладкое взросление, без противоречий и острых периодов не является свидетельством благополучного развития ребенка.

В период кризиса психика становится боле гибкой, пластичной и податливой различным воздействиям, ребенок становится более восприимчивым к любым воздействиям со стороны взрослых. Попытки взрослых усиленно воздействовать на ребенка в кризисные периоды вместо получения в ответ желательного поведения могут приводить к протесту или эмоциональному отстранению, в результате которого взрослым кажется, что ребенок перестает их слышать.

Елена Бархатова

Поделиться ссылкой:

Один комментарий

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *