Главная страница

это сайт психолога

Творческое воображение и фантазия

Творческое воображение и фантазия есть у каждого человека. Через них проявляется  неповторимость личности. В воображении человек не только воспроизводит то, что было им воспринято раньше, но и создает на этой основе нечто новое.

Некоторые возникающие в воображении картины кажутся такими яркими и реальными, что способны изменить восприятие окружающей действительности. Такие  картины называются галлюцинациями.

Процесс возникновения галлюцинаций похож на процесс появления грез. Галлюцинация – это художественное произведение психики.

Когда кто-то находится в опасности или трудных жизненных условиях, он испытывает напряжение. Это напряжение стимулирует воображение человека, предоставляя ему возможность уйти от гнетущей реальности. В ситуации сильного стресса, критические способности ослабевают, и любой человек при помощи своего воображения может создавать галлюцинации.

Воображение помогает найти в себе силы для преодоления опасности или ситуации, в которой человек чувствует себя слабым и беззащитным.

Галлюцинации похожи на иллюзии. Отличие заключается только в том, что в иллюзиях до некоторой степени сохраняется контакт с окружающей действительностью, которая воспринимается в искаженном виде.

Творческое воображение и фантазия. мечты, галлюцинации. иллюзии

Еще одной творческой способностью человеческой психики является фантазия. Фантазия проявляется и в воображении, и в иллюзиях, и в галлюцинации. Важной и составной частью фантазии является способность предвидеть и предрешать.

Фантазии взрослых и детей,  связанные с их будущим называют мечтами. Создаваемые в фантазиях различные картины будущего служат образцом для реальной деятельности. В детских фантазиях ведущую роль играют картины, связанные со стремлением к власти над другими людьми.

Дети выражают в мечтах свои  амбиции. Значительная часть их фантазий начинается со слов «когда я стану взрослым» и так далее. Но такие фантазии свойственны не только детям, некоторые взрослые живут так, словно они  еще не повзрослели.

Психика развивается только тогда, когда у человека есть какая-то цель. Человек не может надолго оставаться с нейтральной целью, так как жизнь среди людей предполагает непрерывную оценку себя. Такое общественное устройство порождает желание быть главным и надежду на то, что можно стать первым.

Для фантазии или воображения невозможно установить какой-то предел.

Более развитой фантазия бывает у агрессивных детей. Это связано с тем, что их отношение к другим вынуждает выстраивать более надежную защиту. Так же очень развитую фантазию имеют и слабые дети, жизнь которых не всегда приятна. Такие дети склонны уходить в свой вымышленный мир. Способность фантазировать может стать для слабого ребенка способом ухода от реальной жизни. Ради фантазии можно отвергнуть действительность, переместившись при помощи воображения в иной, более привлекательный мир.

Вместе со стремлением к власти важную роль в фантазиях играет и социальное чувство. В свои фантазии ребенок почти всегда включает применение им власти на благо общества. Так в фантазиях мечтатель может становиться спасителем или рыцарем, побеждающим зло.

Детям с глубоким чувством неполноценности, которые ощущают себя обделенными любовью и вниманием, свойственно фантазировать, что они родились в другой семье с более высоким положением  и что когда-нибудь их родители найдут и заберут их к себе.

Фантазируя о том, что уже стал взрослым, ребенок пытается проявить свое величие. Иногда эти фантазии переходят разумные пределы и проявляются в неадекватном поведении – например, мальчик пробует курить сигареты отца или пользоваться его бритвой или девочка решает, что хочет быть мужчиной, и поэтому одевается в мужскую одежду и начинает вести себя так, как это свойственно мальчикам.

Детей, у которых отсутствует  воображение, нет. Но некоторые дети либо не могут выразить себя, либо имеют какие-то причины, которые заставляют их отказываться от  фантазий. Ребенок, стремясь приспособиться к миру взрослых, подавляет свое воображение, чтобы ощущать себя сильным. Для него фантазии – это детские забавы, поэтому он отказывается от них, так, что создается впечатление, что он лишен воображения.

Способность психики предугадывать будущие события тесно связана со способностью к эмпатии, которой обладает любой человек. Эмпатия возникает в процессе общения людей. Эмпатия — это отождествление. Невозможно понять другого человека, не отождествив себя с ним. Способность сочувствовать другим дана от рождения каждому из нас. Неспособность поставить себя на место другого, сопереживать ему, может привести к тому, что человек иногда полностью отказывается от общения с себе подобными.

Елена Бархатова

RSS Подпишись

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

psihologanalitik.ru © 2018| Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных