Тревожный подросток

В детском и подростковом возрасте довольно часто встречаются эмоциональные расстройства и нарушения поведения. Данные явления хоть и являются составной частью развития, но при этом имеют определенные последствия, которые влияют на формирование личности и проявляются в последующей жизни человека.

Тот, кто подвержен хронической тревожности, постоянно ожидает различных неприятностей, не может расслабиться, быстро устает, легко пугается и всегда озабочен. Тревожному человеку трудно общаться с незнакомыми людьми. Вместо жизнерадостности у него присутствует удрученность, пессимистический настрой и хроническая эмоциональна неудовлетворенность. Мысли занимают бесконечные сомнения, опасения и тревожные предчувствия. Хроническая тревожность снижает уверенность в себе и в своих силах, что мешает достижению целей и осуществлению желаний.

Тревожность создает большие трудности и приводит к нарушению развития. Особенно актуально это для подросткового возраста. На поведение подростка и появление у него тревог влияет не только гормональная перестройка организма, но и окружающая внешняя среда, а также пережитые в ранние годы кризисы.

Тревожный подросток кризис, доверие, вина, самоутверждение

В доподростковом возрасте человек проходит четыре нормативных кризиса, опыт прохождения которых отражается на подростковом возрасте.

Первый нормативный кризис – кризис первого года жизни, который связан с формированием доверия к окружающему миру. Формирование доверия зависит от того, насколько хорошо удовлетворяются потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. При нормальном удовлетворении потребностей тревожности в подростковом возрасте не наблюдается, тогда, как в противном случае подросток в переходном возрасте становится очень тревожным.

Тревожный подросток воспринимает мир, как слишком опасный, от любой ситуации он ожидает только негативного развития событий и не ждет ничего хорошего от окружающих его людей. Он немногословен, старается избегать контактов с окружающими, подозрителен и мнителен.

Второй кризисный период связан с опытом обучения чистоплотности. Если родители при приучении ребенка к горшку проявляют терпение и корректность, то ребенок получает опыт автономии. Если же родители слишком строги или авторитарны в этом процессе, то у ребенка формируется комплекс сомнений или стыда.

При неблагоприятном проходе через данный нормативный кризис в подростковом возрасте у человека наблюдается тревога, связанная с естественным отправлением нужды и общением с противоположным полом. Такой подросток слишком тщательно относится к своему туалету, и проявляет замкнутость или развязность (мальчики) при общении с противоположным полом.

Третий кризис совпадает с возрастным периодом от трех до шести лет и связан с самоутверждением. В этом возрасте ребенок пытается реализовывать собственные планы и приобретает опыт конструктивной деятельности. Возникающие в этом возрасте повторяющиеся неудачи приводят к появлению покорности и чувству вины.

В подростковом возрасте последствия данного кризисного периода проявляются в виде опасений за неудачные попытки проявления инициативы и возможном чувстве вины за действия других людей. Это проявляется в самообвинениях, замкнутости и в неадекватной оценке деятельности других. Возникшее чувство вины может стать причиной низкой самооценки.

Четвертый нормативный кризис совпадает со школьным возрастом. Формирование ощущения собственной компетентности или неполноценности во многом зависит от отношений с учителями и окружающими людьми. Связанная с данным возрастом подростковая тревожность проявляется в неуверенности в собственных силах, инфантильности, чувстве собственной неполноценности, низком уровне притязаний и отсутствии стремления к самостоятельной деятельности. Любая работа, которую необходимо выполнить без руководителя или помощника вызывает у подростка повышенную тревогу.

Собственно в подростковом возрасте человека сталкивается с кризисом идентификации. Большое значение в этот период приобретает усвоение подростком образцов поведения значимых, как для него самого, так и для других людей, а также предыдущий опыт развития и сделанный подростком выбор. Неспособность к идентификации провоцирует возникновение высокой тревожности, которая является следствием ожидания подростком неверной оценки его действий окружающими.

Указанные выше кризисы становятся основой для появления в подростковом возрасте тревожного фона восприятия окружающего мира. Эта тревожность проявляется в ситуациях, когда подростку необходимо принять самостоятельное решение по важному для себя вопросу или вступать в открытый контакт со взрослыми людьми.

Елена Бархатова

Поделиться ссылкой:

Один комментарий

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *