Главная страница

это сайт психолога

Теория шизофрении

 

Исследование шизофрении вызывает наиболее сильный интерес в психиатрии с давних пор. Существуют различные теории, объясняющие механизмы, которые способствуют развитию данного заболевания.

Шизофрения, это «способность отделить невыносимые сферы своего Я и заменить неудовлетворяющий окружающий мир фантастическим внутренним миром». [5]

Проводя транскультурное исследование, Носсрат Пезешкиан «обнаружил у больных шизофренией значительно большую чувствительность по отношению к конфликтам, в то время как члены их семей при этом часто оставались к ним равнодушными». [6]

Изучая шизофрению Г. Бейтсон предположил, что провоцирующим фактором для развития симптомов заболевания может явиться «двойное послание», суть которого заключается в том, что «один из партнеров посылает другому противоположные сигналы разного логического типа». [2]

«Всякое слово или жест, по мнению Бейтсона, имеет два значения — буквальное и метафорическое. Метафора — это не литературный троп, а логический тип коммуникации между людьми, животными, обществами и, возможно, компьютерами, метафорический смысл сообщения живет своей жизнью и может систематически отличаться от его буквального значения, при этом субъект свободен или несвободен в выборе логического уровня, на котором он общается, несвобода же этого выбора ведет к тяжким последствиям вроде шизофрении». [2]

теория шизофрении,послание, психолог, болезнь

«Двойное послание» является неизбежным побочным продуктом шизофренической коммуникации, но не может являться достаточным условием для объяснения этиологии заболевания. «Двойное послание» — это такая ситуация, в которой человек, что бы он ни делал, «не может победить»». [2]

В ситуации «двойного послания» принимают участие два и более человек, «двойное послание» должно иметь повторяющийся «сюжет» в жизни индивида, а не быть единичным опытом и содержать первичное негативное предписание, которое может принимать одну из двух форм:

(a) «Не делай того-то и того-то, иначе я накажу тебя» или

(b) «Если ты не сделаешь того-то и того-то, я накажу тебя»». [2]

Попавшему в ситуацию «двойного послания» индивиду, который находится в тесных отношениях с другим человеком, необходимо точного определить тип передаваемого сообщения, для того, чтобы правильно на него отреагировать.

При этом значимый для него человек на разных уровнях передает ему сообщения, «одно из которых отрицает другое». По какой либо причине в этой ситуации, у индивида отсутствует возможность уточнить суть получаемых сообщений, чтобы понять на какое из них реагировать. [2]

Такая ситуация может иметь место, как во взаимоотношениях будущего шизофреника и его матери (либо иного значимого лица), так и в нормальных отношениях. Используемая в ситуации «двойного послания» защита одинакова в обоих случаях. [2] Почему же тогда в одной ситуации шизофрения развивается, а в другой нет?

На основании проведенных исследований, не получивших статистической проверки, Бейтсоном Г. была сформулирована гипотеза о семейной ситуации, которая приводит к развитию симптомов шизофрении у одного из членов семьи. [2]

Характерным для семейной ситуации шизофреников явилось то, что проявление ребенком любви по отношению к матери вызывает у последней тревогу и враждебность. Но чувства тревоги и враждебности по отношению к ребенку для матери неприемлемы.

Отрицая эти чувства она внешне выражает по отношению к ребенку любящее поведение, тем самым вынуждая ребенка относиться к ней как к любящей матери. Если он не делает этого, то она отдаляется от него. Запутавшийся в противоречиях ребенок, не имеет поддержки со стороны кого-либо из членов семьи, кто мог бы вмешаться в отношения между ним и матерью. [2]

«Двойное послание» является центральной патогенной ситуацией шизофренногенных семей. «Двойное послание» в семейной системе — это разрыв коммуникации между родителем (родителями) и «ребенком — таким образом, что в одно и то же время ребенку адресуются два различных взаимно исключающих сообщения, послания, требования, связанные как с запретом выбора одного из них, так и с невозможностью для ребенка выйти из ситуации. [1]

«Таким образом, семейная ситуация, характеризующаяся структурой «двойного послания», ставит ребенка в такое положение, в котором его отклик на симулируемую привязанность матери усиливает ее тревожность, и она наказывает его, чтобы оградить себя от близости с ним. Или с той же целью она будет настаивать, что его попытки сближения симулируются, приводя ребенка в замешательство относительно характера его собственных сообщений. Ребенок лишен интимных и безопасных отношений с матерью.

Если он, однако, не выказывает привязанности, она будет чувствовать себя нелюбящей матерью, что также вызовет у нее тревогу». В этой ситуации она либо накажет ребенка за отчужденность, либо сделает попытку сблизиться с ним, чтобы получить подтверждение его любви.

Если он откликнется и проявят свою привязанность, она не только вновь почувствует себя в опасности, но и будет испытывать злость, оттого что ей приходится принуждать его реагировать.

В любом случае в отношениях, которые наиболее важны в жизни ребенка и являются для него моделью всех остальных отношений, его наказывают и тогда, когда он проявляет любовь и привязанность, и тогда, когда он этого не делает. При этом пути выхода из ситуации, такие как получение поддержки от других, отрезаны. [2]

В качестве примера можно привести ситуацию, при которой «если мать испытывает враждебность (или привязанность) к ребенку и чувствует при этом одновременно потребность отдалиться от него, она может сказать: «Иди спать, ты устал. Я хочу, чтобы ты уснул».

Это высказывание, внешне выражающее заботу, на самом деле направлено на то, чтобы отрицать чувство, которое можно было бы сформулировать так: «Убирайся с глаз моих долой! До чего же ты мне надоел!»

Если ребенок правильно различает метакоммуникативные сигналы матери, то он оказывается перед тем фактом, что она одновременно не хочет его видеть и симулирует любовь, вводя его в заблуждение. Но ребенок будет «наказан», если научится различать уровни сообщений правильно. Поэтому он скорее примет идею, что он устал, нежели распознает обман матери.

Это означает, что он должен обмануть самого себя относительно своего внутреннего состояния, чтобы поддержать мать в этом обмане. Таким образом, чтобы выжить, он должен неправильно различать как свои собственные внутренние сообщения, так и сообщения матери». [2]

Что бы ребенок ни делал, он не способен соответствовать ожиданиям родителей. Он находится в безвыходной ситуации, для него невозможно как любое движение, так и само продолжение жизни. [3] Находясь в ситуации «двойного послания» ребенок «всегда виноват».

Шизофрения представляет собой «особую стратегию, придуманную человеком для того, чтобы жить в непригодной для жизни ситуации». [4]

Автор Бархатова Елена

Понравилась статья, поделись ей с друзьями !

RSS Подпишись

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

psihologanalitik.ru © 2018| Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных