Главная страница

это сайт психолога

Стереотипы восприятия

Каждому человеку известно выражение «стереотипы восприятия». Что это такое и для чего они нужны?

Стереотип – это сформировавшееся у человека устойчивое мнение о свойствах личности других людей.

«Стереотип восприятия» помогает человеку определить как общаться с различными людьми или группами людей и выбирать подходящую для общения стратегию поведения. В качестве примера «стереотипов восприятия» можно привести такие, как «женщины эмоциональнее, чем мужчины», «немцы отличаются педантичностью», а «итальянцы отличные любовники».

Стереотипы необходимы для того, чтобы обобщать информацию об окружающих, для того, чтобы сделать более понятной картину мира, в котором живет человек. Таким образом, стереотипы помогают нам находить нужную линию поведения в общении с окружающими людьми.

Стереотипы оказывают помощь, если только они не сильно обобщены или не являются ошибочными.

Стереотипы действуют как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Основная часть стереотипов связана с полом, возрастом, расой, национальностью, профессией, внешностью. Симпатичному человеку приписываются положительные качества, а несимпатичному – отрицательные.

Стереотипы восприятия, информация, различия, качеств

Существует и стереотип групповой пристрастности. Члены своей группы оцениваются более высоко, чем члены группы, к которой человек не принадлежит. При этом диапазон групп очень велик – от рабочего коллектива до всех людей, проживающих в одной стране.

Каким образом формируются стереотипы?

Стереотип основан на реальных различиях между полами, возрастами, национальностями. Но иногда информация, на основе которой формируется стереотип, недостаточно точна или, что гораздо неприятнее, искажена.

Что же приводит к искажению исходной информации?

Искажать информацию может сильное преувеличение существующих в реальности различий, которые изначально являются незначительными. Примером может служить приписывание мужчинам уверенности, грубости и доминантности, а женщинам нежности, мягкости и сострадания.

Информация искажается и в результате обобщения единичного случая, который произвел очень яркое впечатление. В качестве примера можно привести полученную из средств массовой информации, от знакомых или от друзей информацию о жестоком преступлении, совершенном лицом какой либо национальности.

Стереотипы очень устойчивы благодаря тому, что информация, подтверждающая стереотип укрепляет его, а опровергающая – отрицается. Если появляются примеры, противоречащие стереотипу, то эти примеры переносятся в разряд исключений. Например, людям какой либо национальности приписывают определенные качества, но если среди группы людей этой национальности появляется человек, поведение которого отличается от усвоенного стереотипа, то его считают исключением из правил.

Если человек придерживается какого-либо «стереотипа восприятия», то этот стереотип проявляется в его отношениях с людьми, попадающими под данный стереотип. В результате чего, партнер по общению откликается на это отношение соответствующей реакцией, которая служит подтверждением верности сложившегося стереотипа.

Стереотипы служат для человека способом объяснения событий его жизни и поведения в различных ситуациях. Например, стереотип «после выхода на пенсию остается только по врачам ходить да сериалы смотреть» приводит к тому, что человек начинает много болеть, объясняя причины болезней своим возрастом.

На изменение стереотипов оказывает влияние изменение среды, в которой они появились.

Чтобы стереотипы оказывали помощь, а не мешали, не следует слепо следовать им. Прежде, чем применить стереотип, подумайте, может быть Ваше собственное восприятие гораздо точнее этого стереотипа и будет более полезно в текущей ситуации для создания комфортной обстановки для общения с окружающими.

Елена Бархатова

RSS Подпишись

Один комментарий

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

psihologanalitik.ru © 2018| Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных