Главная страница

это сайт психолога

Старость и старение

Старение — это закономерный процесс развития человека. За последние сто лет количество людей, возраст которых составляет более 60 лет значительно выросло, но несмотря на это отношение к старению и старости трудно назвать терпимым.

Нетерпимость к старению и старости проявляет и молодое поколение, и сами пожилые люди, по причине ослабления здоровья, выпадения из профессиональной и социальной жизни. Люди среднего возраста и молодые люди отказываются принимать своё будущее старение. Со стороны молодых людей наблюдаются попытки вообще отстраниться от вопроса о старении, из-за боязни потерять физическое и психическое здоровье, финансовую и иную независимость, энергию и пр.

Ни один человек не может избежать эмоционального переживания, связанного с возрастными изменениями. Очень многие события в жизни человека привязаны к возрастным границам: начало обучения в школе, получение паспорта, вступление в брак, выход на пенсию и пр.

В течение своей жизни человек проходит критические этапы развития, которые также совпадают с определенным возрастом: кризис подросткового возраста, кризис 40-а лет и т. д. Биологическое развитие человека связано с его психическим, эмоциональным, интеллектуальным развитием, с возрастными переживаниями. В процесс старения организм человека разрушается под воздействием различных, факторов и действий, возникают новые механизмы адаптации и регуляции.

Старение может быть:

-естественным, соответствующим определенной последовательности и темпу возрастных изменений, свойственных данному обществу;

— замедленным, отличающимся более медленным темпом возрастных изменений;

— ускоренным, отличающимс развитием возрастных изменений в более раннем возрасте.

В процессе старения организм человека становится более уязвимым, меняется социальный статус личности, его социальные роли, стереотипы поведения, появляется осознание происходящих с ним изменений и необходимость приспосабливаться к ним.

Старость можно разделить на несколько видов: хронологическая, физиологическая, психологическая и социальная.

Хронологическая старость определяется по фактически прожитым годам, физиологическая — по состоянию здоровья, психологическая — по осознанию своего места в возрастной структуре, социальная — по совокупности всех предыдущих. Каждый из видов старости оказывает друг на друга взаимное влияние.

Установить границу перехода от периода зрелости к старости очень сложно т. к. старость невозможно обозначить только наступлением определенного возраста. Старость — это динамический процесс, который связан с изменениями условий жизни. Это и изменение физических возможностей, и утрата занимаемого в обществе положения, связанная с потерей места работы, и изменение своей значимости в семье, и смерть близких, и ухудшение материального обеспечения, и необходимость приспосабливаться к бытовым и культурным изменениям.

С утратой работы у многих людей кардинально меняется стиль жизни. Позитивной стороной таких изменений можно считать увеличение количества свободного времени и появление возможности заняться любимым делом.

Старость и старение, кризис, нетерпимость, развитие, способность, позитивное

Старея, человек не утрачивает способность к развитию как к социальному,так и к психологическому. Развите происходит в течении всей жизни. Если он благополучно преодолевал возрастные кризисы, активно использовал имеющиеся у него резервы развития, успешно решал свойственные возрасту задачи, то это дает ему возможность достичь состояния «счастливой старости».

Можно сказать, что человек пожилого возраста нормально развит, если у него имеется семья, друзья, если он смог смириться с жизнью, в условиях зависимости от окружающих, произвел оценку прошлой жизни, справился с потерями близких и и с ожиданием собственной смерти, научился выживать с имеющимися физическими ресурсами и подводить итоги своей жизни.

В период старения человек проходит кризис значимости, благоприятное или неблагоприятное течение которого можно определить по ощущениям человека, прожита ли его жизнь зря или нет. При неблагоприятном прохождении кризиса появляется чувство отчаяния.

Счастливая старость, это не наличие хорошего здоровья, деятельного образа жизни, значимого общественного положения, семьи, детей, материального достатка. Счастливая старость — это удовлетворенность жизнью и своей роли в ней. Это когда в процессе старения человек получает новые положительные эмоции, о которых не знал ранее.

Стратегия жизни стареющего человека зависит от его субъективного отношения к старости.

Очень большое значение, формирующее отношение к старости, имеет культурно- историческое развитие общества. Если в обществе стариков воспринимают как бесполезных и не нужных, то это отношение оказывает негативное влияние на самочувствие пожилых людей. У них возникает профессиональная пассивность, несмотря на то, что многие из вышедших на пенсию людей сохраняют работоспособность и компетентность. Этот феномен связан с тем, что пожилые люди ощущают себя обузой для окружающих, особенно для своих детей.

Если стареющий человек не желает останавливаться в своем развитии, то он продолжает вести активную жизнь, осваивает новые профессии и новые знания.

Людей пожилого возраста можно разделить на две категории, которые различаются между собой уровнем активности, способами преодоления трудностей, отношением к себе и к окружающему миру, удовлетворенностью жизнью.

Активные люди начинают подготовку к выходу на пенсию заранее, ищут новые возможности принятия участия в жизни общества, строят планы на использование свободного времени, которое появится в будущем, продумывают негативные последствия , которые могут возникнуть после выхода на пенсию. Выход на пенсию они воспринимают, как овобождение от ограничений, связанных с работой. Получив свободу они реализуют себя в новых интересных занятиях. Многие становятся наставниками и начинают передавать свой опыт. Такие люди продолжают жить активной полноценной жизнью, получают от неё удовлетворение и увеличивают продолжительность жизни.

Вторая категория стареющих людей отличается от первой пассивным отношением к жизни, они отстраняются от окружения и перестают развиваться. У них снижается интеллект и эмоциональный контроль, происходит утрата уважения к себе, остро переживается собственная ненужность, круг их интересов замыкается на самих себе. Они избегают делать что-то для других, раздражаются, завидуют и испытывают чувство вины, которое в дальнейшем перерастает в равнодушие к окружающим.

Позитивное проживание старости возможно в том случае, если человек сумеет найти возможность реализовать себя в какой либо сфере, куда он сможет вложить часть своей индивидуальности и души. Возможность поделиться своим опытом придает пожилому человеку значимость, обеспечивая его приспособления к новым жизненным условиям.

Человек пожилого возраста имеет возможность передать свой опыт, продолжая профессиональную деятельность,в написании мемуаров, в воспитании внуков, наставничестве и пр. занятиям, к которым у него есть интерес. Творческий подход, являющийся основной составляющей в деятельности, повышает качество жизни и увеличивает её продолжительность. Занятие любимым делом отвлекает от зацикленности на своем здоровье, укрепляет чувство собственного достоинства, формирует добрые отношения с окружающими.

По отношению к своему старению можно выделить: старика — негатевиста, отрицающего у себя признаки старости; старика — экстраверта, который признает наступление старости, ориентируясь на внешние признаки и наблюдение за изменениями (выросшая молодежь, с другими взглядами, технический прогресс и т. д.); старика — интроверта, остро переживающего процесс старения, не проявляющего интереса к новому, малоподвижного, стремящегося к покою, погруженного в воспоминания о прошлом.

Особенности реагирования на собственное старение определяются формой поведения человека в однотипной ситуации. Данная сторона психической деятельности формирует его отношение к личным потерям, утрате прошлых возможностей, так же как и новое восприятие окружающего.

Каждый человек стоит перед необходимостью выработки терпимого отношения как к собственной старости, так и к старости вообще. Нужно найти способ находиться в согласии со своим возрастом, отмечая в нем положительные моменты. Чтобы принять свою старость необходимо вести активную творческую работу, направленную на переосмысление своих жизненных ценностей и стратегий поведения. Только в этом случае в процессе старения есть возможность находиться в полном согласии с самим собой, с окружающим миром и неминуемым окончанием своей жизни.

 Елена Бархатова

RSS Подпишись

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

psihologanalitik.ru © 2018| Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных