Система представлений о самом себе

Система представлений о самом себе, помогающая сформировать собственный образ, складывается благодаря таким источникам, как внешний и внутренний мир.

Первичным источником является внешний мир, который состоит из генетической составляющей, процесса рождения, младенческого, детского, подросткового, юношеского и прочих периодов жизни. Внешний мир это весь имеющийся у человека жизненный опыт.

Опыт общения с внешним миром основывается на воспитании и отношении к человеку в первые годы его жизни родителей и других значимых людей и включает в себя их поступки, слова, выражения лиц, тона голоса. Из всего этого у ребенка формируется впечатление о самом себе.

Система представлений о самом себе, самоуважение, достоинство, ненужность, никчемность

Новорожденный ребенок не понимает какой он и составляет мнение о себе исходя из отношения к нему окружающих его людей и из суждений о нем. Он словно зеркало отражает то, что видят в нем другие и воспринимает себя через их представления, считывая созданный ими образ с выражений их лиц, тона голоса и поступков. В этих отражениях он видит не только какой он есть, но и то, каким он будет. Постепенно, воспринимаемые представления о самом себе становятся частью личности, которая принимает облик, увиденный в зеркале, называемом «семьей».

Представьте себе комнату смеха, в которой все зеркала искажены, и вы видите себя в искаженном виде. Изображение в зеркале зависит от его кривизны. Это смешно, если знаешь, что выглядишь иначе. Но если представить себе такую ситуацию, что зеркала всех членов семьи окружающих ребенка искривлены и он видит свое отражение в искаженном виде, что произойдет?

Произойдет то, что ребенок, создавая свой образ исходя из искривлённого отражения в других, и воспринимая искривленный образ за себя настоящего, будет вести себя в соответствии с тем, как поступало бы воспринимаемое им искривленное отражение.

Красивый и удачливый человек будет мучиться от страха потерпеть неудачу, борясь с комплексом неполноценности и переживая по поводу того, что говорят о нем люди, замирая от малейшей критики. Причиной такого поведения может быть то, что кто-то из родителей пренебрежительно относился к ребенку, не уделяя ему достаточно времени, как бы говоря тем самым, что в его жизни есть более важные дела, чем общение с ребенком. Резкая критика со стороны родителей, сравнение, осуждение, умаление достоинств ребенка формируют у него низкую самооценку.

Идеальных родителей в мире нет, и большинство всеми силами стараются дать ребенку то, что считают необходимым, но не всегда то, что кажется необходимым родителям приносит пользу ребенку. Иногда действия родителей, направленные, по их мнению, во благо ребенка, подрывают его самоуважение, которое потом требуется восстанавливать.

Тот, кого с детства убеждали в собственной ненужности и никчемности придает мало значения своим делам и словам, тот, кого убеждали в его неспособности к чему бы то ни было, будет считать себя неспособным, тот, кому внушали, что он безобразен, будет считать себя безобразным, даже если вырос в «белого лебедя» красотой которого восхищаются окружающие.

Человеку, с детства лишенному самоуважения из-за неверного представления о самом себе трудно, а порой даже и невозможно поверить в то, что он может быть принят и любим.

Родители стараясь научить ребенка многом хорошему, в том числе трудолюбию, высоким нравственным ценностям, умению любить, уверенности в будущем, могут перечеркнуть все хорошее такими неправильными действиями, как сравнение ребенка с другим людьми или условная любовь, которую ребенок заслуживает если …, когда…, но.

Сравнение и условная любовь побуждает напрягаться и стремиться вперед, чтобы соответствовать требованиям родителей. Это приводит к тому, что во взрослой жизни человек постоянно стремится к каким-либо достижениям, добившись которых не получает удовлетворения и находит себе новые цели, конечный результат которых его тоже не может удовлетворить.

И этот бег по кругу продолжается до тех пор, пока он не осознает тщетность собственных усилий и не разорвет этот круг.

Елена Бархатова

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *