Синдром выученной беспомощности

Синдром выученной беспомощности был обнаружен Мартином Селигманом, когда он наблюдал за поведением собак в эксперименте  Ричарда Соломона.

В ходе эксперимента, связанного с формированием условного рефлекса на звук высокого тона у собак, собаки были разделены на три группы и помещены отдельно друг от друга в клетки, убежать из которых было нельзя. Первая группа подвергалась не сильным ударам электрического тока, которые собаки могли прекратить самостоятельно, тем самым контролируя ситуацию, вторая группа тоже получала удары электрического тока, но не могла с этим ничего сделать, третья группа собак ударов электрического тока не получала.

После того, как собак переместили в клетки, из которых можно было выйти, перепрыгнув через перегородку, исследователи обнаружили, что собаки из первой и третьей группы покинули клетки после первого удара электрического тока, тогда как собаки из второй группы, метались по клетке, скулили,  ложились на пол и терпели наносимые удары, даже не пытаясь покинуть клетку, проявляя признаки беспомощности.

Результаты эксперимента позволили Мартину Селигману сделать вывод, что причиной беспомощности являются не сами неприятные события, а опыт, связанный с невозможностью контролировать ситуацию. Если живое существо привыкает к тому, что возникающие в его жизни неприятности не зависят от его активных действий, и оно никак не может повлиять на них, то тем самым оно становится беспомощным.

Синдром выученной беспомощности, поступки, последствия, контроль, эксперимент

Эксперименты, связанные с изучением синдрома выученной беспомощности были проведены и с участием людей, показав похожие результаты. Получившие опыт беспомощности люди, переносили эту беспомощность на другие, возникающие в их жизни ситуации.

Выученная беспомощность проявляется в поведении тех людей, которые ощущают свою неуверенность и беспомощность в преодолении возникающих в жизни трудностей. Когда человек привыкает к тому, что не может повлиять на происходящие в его жизни события, то он прекращает всякое сопротивление жизненным обстоятельствам, становясь беспомощным.

Беспомощность уменьшает продолжительность жизни, тогда как возможность делать выбор и контролировать ситуацию увеличивает её.

Беспомощность – это такое состояние, которое возникает когда индивид считает, что происходящие с ним события от него не зависят, и он не в состоянии прекратить или изменить их. Ощущение невозможности контролировать окружающий мир даже непродолжительное время приводит к тому, что выученная беспомощность начинает управлять поведением человека и всей его жизнью.

Опыт бесконтрольности последствий становится причиной депрессий, пессимизма и снижения стремления к преодолению трудностей. Интересно то, что не имеет значения, являются или последствия отрицательными или положительными. К потере инициативы и  способности к состязательности приводит как неконтролируемое наказание, так  неконтролируемое поощрение.

Учиться контролю над внешним миром человек учится еще в младенчестве. Научиться контролю ребенку мешает полное отсутствие последствий его действий или видимой связи между действиями и их последствиями, а также однообразие последствий.

Отсутствие последствий приводит к неумению человека связывать хорошие и плохие поступки с хорошими и плохими последствиями. Когда каждый из родителей или воспитателей ребенка не учат его сопоставлению поступков с последствиями, тогда ребенок учится беспомощности и утрачивает возможность стать приспособленным, адаптивным и оптимистичным человеком.

Во избежание беспомощности, последствия должны быть разными. Постоянные поощрения не менее опасны, чем постоянные наказания и формируют синдром выученной беспомощности. Получающий за разные поступки (плохие и хорошие) одинаковые последствия (плохие и хорошие) точно также теряет способность контроля над ситуацией, как и тот, кто вообще не получает обратной связи.

Последствия не должны быть оторваны от поступка на длительное время, т.к. это приводит к невозможности связать последствия с собственными действиями. Зарплата, выплачиваемая без системы и редко, перестает связываться с результатами труда.

Чтобы у ребенка не формировался синдром выученной беспомощности родителям необходимо показать ему наличие возможности контроля над окружающей действительностью и давать ему своевременную и разную обратную связь в ответ на его действия. То же самое можно порекомендовать и руководителям организаций, желающих иметь не беспомощных, а активных и компетентных сотрудников.

Елена Бархатова

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *