Сформированные в детстве

У каждого из нас есть убеждения и предубеждения, которые помогают решиться на совершение того или иного поступка или сделать правильный выбор. Принимая решение, мы основываемся на собственном опыте, который лежит в основе имеющихся у нас предубеждений и личных ожиданий от окружающего мира.

Большинство ожиданий и предубеждений формируются в раннем детстве, когда мы встречаемся с трудностями и препятствиями, в процессе преодоления которых создается представление о том, что можно ожидать от жизни, от мужчин, от женщин, от собственных возможностей и способностей, а также как лучше поступить в той или иной ситуации.

Сформированные в детстве убеждения зачастую остаются на долгие годы и становятся причинами многих конфликтов, возникающих во взрослой жизни.

Это происходит потому, что ребенок, по независящим от него обстоятельствам, попадая в неблагоприятные для себя ситуации, может неверно истолковывать происходящее. Им могут быть неверно восприняты и истолкованы такие обстоятельства, как: порядок рождения, разница в возрасте, половые различия, физические недостатки или отклонения в развитии, окружающая его социальная среда, семейные драмы, детское соперничество и реакция родителей на поведение детей.

От порядка рождения зависят как взаимоотношения в браке, так и занимаемое в обществе место. Первенец является главным и единственным событием в жизни взрослых до момента рождения следующего ребенка. Рождение последующих детей приводит к утрате им своего привычного положения и может стать причиной плохого поведения.

Сформированные в детстве, убеждения, соперничество, драмы, порядок рождения

Второму ребенку необходимо определить свое место в семье не только по отношении к родителям, но и к уже имеющемуся ребенку. Каждому последующему ребенку так же необходимо найти свое место в семье, с учетом уже имеющихся в ней членов.

Ребенок, лишившийся привычного объема внимания родителей из-за рождения другого ребенка, может пытаться обратить на себя внимание плохим поведением. Если старший ребенок обижает младшего, то младший усваивает, что на нее могут нападать без всякой на то причины и делает вывод, что мир опасен и его надо бояться.

Если ребенку удается привлечь к себе внимание матери жалобами, то тогда у него сформируется убеждение, что жалобы являются лучшим способом добиться внимания. Тот, кто пытается привлечь внимание через жалобы, может выбрать себе партнера, который будет причинять ему боль, сделав его своей жертвой.

Определенные убеждения формируются и при различном отношении родителей к девочкам и мальчикам, воспитываемым в одной семье. Запрещая мальчику плакать, родители учат его скрывать свои чувства и решать вопросы силой, а принимая слезы девочки как само собой разумеющееся, они учат ее оказывать влияние на окружающих своей слабостью и беспомощностью.

Если родители будут одинаково относиться к слезам детей обоих полов, признавая их боль и помогая им найти способ справиться с ней, то тем самым они помогут им научиться выражать свои чувства и находить взаимопонимание.

Ребенок с отклонениями в развитии или с физическим недостатком может сделать выбор либо в пользу того, чтобы жить, жалуясь на судьбу и ожидая помощи от других, либо направить свои силы на компенсацию недуга, на развитие имеющихся у него способностей и на достижение желаемого. Этот выбор во многом зависит от отношения родителей к его недостатку.

Семейные драмы могут вызывать у ребенка ощущение ненадежности и невосполнимой утраты. И нужно быть очень осторожным, чтобы не сформировать у него чувство жалости к себе. Оправдывая его поведение пережитой семейной трагедией, можно приучить его поступать, как хочется, не считаясь с другими людьми или обстоятельствами. Поэтому очень важно помочь ему правильно пережить свалившееся на него несчастье и очень важным в этой ситуации является собственная реакция взрослых на произошедшую драму.

Соперничество может проявляться не только в явной агрессивности, но и в сознательных уступках своего места другому ребенку в той сфере, в которой преуспевает этот другой. Уступающий делает это для того, чтобы избежать сравнения, несмотря на то, что при желании может добиться не менее высокого результата.

Соперничество в семье порождает разделение детей на хороших и плохих. Плохой ребенок думает, что он все равно не будет хорошим, а хороший думает, что его замечают только тогда, когда он в чем-то превосходит своего брата или сестру. Хороший даже может вредить плохому, чтобы закрепить свою хорошесть.

В основном дети усваивают те ценности, которых придерживаются их родители.

Большое влияние на формирование предубеждений и отношения к миру оказывает реакция родителей на поведение детей. Ребенок следит за реакцией родителей, чтобы знать как вести себя дальше. Холодное отношение родителей к проблемам ребенка формирует у него недоверие к окружающему миру и предубеждение, что в жизни ему нужно надеяться только на себя, т.к. руку помощи в трудный момент ему никто не подаст, а гиперопека формирует у него неспособность самостоятельно решать возникающие перед ним задачи.

Недооценка взрослыми собственной ответной реакции на поведение детей приводит к формированию у ребенка негативного поведения, если положительным поведением внимания добиться не удалось. Получить негативное внимание лучше, чем совсем его лишиться, поэтому дети предпочитают привлекать к себе внимание таким способом, каким им удается добиться желаемого.

Елена Бархатова

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *