Проблемы профессиональной деформации

Профессиональная деформация – это явление, которое свойственно многим профессиям, поэтому проблемы профессиональной деформации волнуют большое количество людей.

Деформация может быть разных видов, каждый из которых имеет свои причины и механизмы возникновения.

У людей, профессия которых связана с осуществлением властных полномочий (учителя, руководители, судьи, чиновники и т.д.) профессиональная деформация возникает потому, что лишить их власти невозможно, а необходимый общественный контроль и критика отсутствуют. Кроме того, у людей таких профессий наблюдается привычка к власти и несовпадение установленных законом целей данной профессии с ведомственными целями и интересами самого работника.

Профессиональная деформация медицинских работников связана с необходимостью адаптации к различным психотравмирующим ситуациям которая ведет к привыканию, а также к формированию защитных реакций, помогающих избежать эмоционального выгорания. Профессиональная деформация приводит к появлению у медицинских работников черствости по отношению к больным, эмоциональной тупости и т.п...

В профессиях, связанных с необходимостью общения и взаимодействия с большим количеством людей в целях экономии затрачиваемых усилий у работников вырабатываются определенные стереотипы поведения.

Возникновение профессиональной деформации у молодых специалистов может быть связано и со средой, в которую они попадают после окончания обучения. Для того, чтобы не выделяться на фоне окружающих и выглядеть так же, как и профессионалы, молодые специалисты начинают подражать работникам со стажем, копируя их поведение и манеру речи.

Проблемы профессиональной деформации, учитель, медик чиновник

Рассмотрим, как проявляется профессиональная деформация у учителей.

Чем больше стаж работы у некоторых учителей, тем меньше они замечают индивидуальные особенности учеников, обобщая их и воспринимая каждого из них, как типичного представителя общей массы. Такое отношения к учащимся снижает возможность эффективного воздействия на них.

Профессионально деформированный учитель много говорит сам, но не умеет слушать других и невнимателен к окружающим. Он обращает внимание на внешнюю сторону общения, но не учитывает сути возникающих ситуаций, у него отсутствует самокритичность и возникает ощущение превосходства над окружающими. Такие люди не привыкли подчиняться и любят всем навязывать свою точку зрения. Они становятся мнительными и имеют чрезмерную склонность к соблюдению формальных требований. У них снижается эмоциональность и самообладание, а склонность действовать без сознательного контроля увеличивается.

У большинства педагогов присутствует поучающая манера речи, которая в обычной жизни проявляется в форме поучения всех окружающих. В отношениях с другими людьми они авторитарны, категоричны и стремятся продемонстрировать свое лидерство, чтобы получить признание своих заслуг. У них отсутствует чувство юмора, на фоне завышенной самооценки, ригидности и прямолинейности мышления.

У учителей разного типа и профессиональная деформация проявляется по-разному.

У внешне привлекательного, общительного, доброго, эмоционального с низкой конфликтностью учителя профессиональная деформация проявляется в говорливости, излишней общительности, сюсюкании и сокращении дистанции.

У учителя требовательного, энергичного, организованного, обладающего сильной волей профессиональная деформация может проявляться в излишней активности, в желании вмешиваться в чужую жизнь, чтобы научить других как нужно жить. Он стремится к подчинению окружающих, к командованию и организации деятельности других.

Высокоинтеллектуальный, высоконравственный, высококультурный и принципиальный учитель, при наличии у него профессиональной деформации может стать морализатором, замечающим вокруг себя только плохое и безнравственное, ругая молодежь и новые порядки, восхваляя старые времена. Он может уйти в философствование, мудрствование и созерцание окружающего мира, размышляя о его несовершенстве.

У обладающего наблюдательностью, стремлением к творчеству и профессиональной компетентностью, уверенного в необходимости знаний и их значимости в жизни учителя профессиональная деформация связана с преподаваемым им предметом. Он пытается рассматривать любые жиленные ситуации, в том числе и обычные бытовые, с научной точки зрения оценивая других людей по уровню знания преподаваемой данным учителем дисциплины.

Профессиональная деформация учителей и воспитателей проявляется в конфликтности и агрессивности, степень которых зависит от продолжительности их работы по указанным специальностям.

Елена Бархатова

Поделиться ссылкой:

2 комментария

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *