Главная страница

это сайт психолога

Проблема выбора профессионального пути

Работа для человека, с одной стороны, является источником дохода, повышает собственную ценность и значимость, способствует личностному росту и развитию, создает условия для общения и построения отношений, но, с другой стороны, может стать причиной профессиональной деформации и личностных изменений,таких, как перфекционизм, трудоголизм и страх полной нехватки времени на все.

Проблема выбора профессионального пути знакома всем.

Проблема выбора профессионального пути, работа, склонность

Очень часто происходит так, что человек вынужден работать на той работе, которую смог найти, а не на той, которая соответствует его способностям и склонностям. Эта работа может приносить удовлетворение от результатов труда, от общественного признания, от взаимодействия с коллективом или от получаемого материального вознаграждения, но не будет являться тем, в чем действительно нуждается человек.

Работа, соответствующая склонностям и способностям человека является привлекательной сама по себе. Удовольствие доставляет не только получаемая от работы выгода, но и сам процесс деятельности. Это не означает, что такая работа всегда приятна и дается легко. Иногда она требует не только силы воли, но и готовности пойти на какие-то жертвы ради того, чтобы иметь возможность ею заниматься.

Склонность к какому-либо виду деятельности можно обнаружить по интересу к определенным занятиям, по стремлению к чему-либо, по активности в каком либо направлении.Изначально склонность может проявляться бессознательно, но в процессе осуществления интересующей деятельности человек начинает получать удовольствие, которое приводит к осознанию привлекательности этой деятельности по причине соответствия её имеющейся склонности.

Склонность к какому-то виду деятельности можно спутать с предпочтительным родом занятий. Такая путаница приводит к ошибочному выбору, потому, что человек сознательно выбирает ту профессию, которая считается престижной, модной или доходной. В этом случае через некоторое время у него возникает разочарование в профессии.

Для некоторых профессий важна не одна, а несколько склонностей. Например, учителю необходимо иметь склонность, как к процессу преподавания, так и к преподаваемому им предмету. Непонимание этого нюанса также может привести к разочарованию, т. к. некоторые люди, имея склонность к какой-то науке, выбрав профессию учителя, обнаруживают, что не умеют учить других.

Каждый человек от рождения имеет свои склонности, которые определяются типом темперамента, особенностями нервной системы, личными особенностями человека и особенностями его эмоциональной сферы.

Дж.Холланд разработал типологию личности, благодаря которой можно определить предпочтительное направление профессиональной деятельности. Всего им было выделено шесть типов: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый и артистичный. Каждому типу соответствуют определенные черты характера и склад ума, способности к каким-либо видам деятельности, предпочтения в роде занятий, увлечения и профессиональные возможности.

Реалистичному типу свойственна деловитость, активность, агрессивность, рациональность, технические способности, настойчивость, практическое мышление, пространственное воображение, хорошая координированность.

Данный тип личности имеет направленность на конкретный результат, живет в настоящем,вещи и предметы интересуют его с практической точки зрения, он интересуется занятиями, требующими ловкости и физического развития, не стремится к общению. Наиболее успешно реализовывается в профессиональной среде, связанной с техникой, сельским хозяйством, военным делом. Предпочитаемые профессии: инженер, агроном, механик, садовод, электрик, зоотехник, водитель, автослесарь, фермер и т. д.

Интеллектуальному типу свойственны: аналитический склад ума, склонность к изучению языков и к математике, независимость и оригинальность суждений, способность генерировать идеи, любознательность, фантазия, критичность, интенсивная внутренняя жизнь и низкая физическая активность.

Для данного типа личности наиболее подходящим является умственный труд, решение интеллектуальных и творческих задач, требующих абстрактного мышления. Для него важны теоретические ценности, он не стремится к личному общению, в общении предпочитает информационный характер.Наиболее успешно реализовывается в профессиональной среде, связанной с наукой, решением задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Предпочитаемые профессии: физик, ботаник, астроном, программист и пр.

Социальному типу свойственны: умение общаться, способность к сопереживанию, зависимость от окружающих и общественного мнения, гуманность, активность, склонность к изучению языков, решение проблем с опорой на чувства и эмоции.

Данный тип личности имеет направленность на людей, общение, стремление воспитывать, учить, устанавливать контакты с окружающими, избегать интеллектуальную работу. Наиболее успешно реализовывается в профессиональной среде, связанной с образованием, здравоохранением, обслуживанием, социальным обеспечением, спортом. Эффективно действует в ситуациях, требующих умения разбираться в поведении людей, убеждать и поддерживать личное общение. Предпочитаемые профессии: педагог, психолог, врач, социальный работник и т.д.

Конвенциальному типу свойственны: способность к переработке числовой информации, стереотипный подход к решению проблем, подчиняемость, следование обычаям, консерватизм, зависимость, исполнительность, преобладание математических способностей.

Данный тип личности имеет направленность на порядок, следование инструкциям, заданным алгоритмам, четко расписанную и руководящую деятельность, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, Наиболее успешно реализовывается в профессиональной среде, связанной с экономикой, связью, расчетами, бухгалтерией, делопроизводством, занятиями, требующими обработки рутинной информации и числовых данных. Предпочитаемые профессии: бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и пр.

Предприимчивому типу свойственны: энергия, энтузиазм, предприимчивость, импульсивность, агрессивность, уверенность в себе, хорошие организаторские способности, склонность к изучению языков.

Данный тип личности имеет направленность на признание, руководящую деятельность, лидерство, власть, интерес к политике и экономике, избегание деятельности,связанной с усидчивостью. Наиболее успешно реализовывается в профессиональной среде, связанной с решением неясных задач, с умением разбираться в мотивах поведения других людей и красноречием,общением с представителями различных типов личности в различных ситуациях. Предпочитаемые профессии: менеджер, руководитель, маркетолог, дипломат, журналист, политик, юрист и пр.

Артистическому типу свойственны воображение и интуиция, независимость, хорошее восприятие и двигательные способности, эмоционально сложный взгляд на жизнь, гибкость и оригинальность мышления.

Данный тип личности имеет направленность на эмоции и чувства, самовыражение, следование правилам и традициям, творческие занятия, избегает занятий, связанных с применением физической силы и регламентированием рабочего времени. Наиболее успешно реализовывается в профессиональной среде, связанной с изобразительным искусством, музыкой, литературой, там, где для решения проблем требуется художественный вкус и воображение. Предпочитаемые профессии: художник, актер, фотограф, музыкант, дизайнер, режиссер и т. д.

Понимание своих способностей и специфики выбранной профессии позволяет выбрать то профессиональное направление, которое с наибольшей вероятностью отвечает потребностям личности. Учитывая все составляющие профессионального выбора можно выбрать ту профессию, которая не только будет давать материальное обеспечение, но и приносить радость и удовлетворение.

Елена Бархатова

RSS Подпишись

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

psihologanalitik.ru © 2018| Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных