Общие закономерности развития человека

Для успешного развития ребенка необходимо, чтобы в процессе его воспитания, выполняемые им задачи, были несколько сложнее того, что он уже умеет. Круг его умений должен расширяться от того, что он может сделать сам без помощи взрослого, к тому, что он может сделать сам при помощи взрослого, во взаимодействие с которым вступает. Эта деятельность становится важным способом развития ребёнка, т.к. позволяет ему самостоятельно осваивать новые навыки и умения.

Данный принцип развития применим и к взрослым, т.к. способствует развитию их способностей и увеличению их возможностей. Любое дело, уровень сложности которого выходит за рамки знакомого и привычного и превышает имеющиеся возможности, приводит к расширению навыков и умений. Для реализации задач с уровнем сложности, превышающим имеющиеся возможности, требуется посторонняя помощь.

Если в детстве источником такой помощи является взрослый, то во взрослом возрасте в качестве источника помощи выступают более компетентные люди, соответствующая литература или какой-либо информационный ресурс. Развитие взрослого человека происходит в процессе контакта с источником помощи.

Общие закономерности развития человека, ребенок, взрослый, навыки

В качестве примера можно привести устройство на новую работу, где в первое время приходится сталкиваться со многими неизвестными моментами и искать способы решения возникающих задач. Происходит развитие личности, в ходе которого усваивается новая информация, и вырабатываются новые навыки, что приводит к повышению компетентности.

Через некоторое время человек осваивает свою работу и перестает нуждаться в посторонней помощи. У него возникает ощущение, что эта работа для него является не очень сложной, а он достиг определенного мастерства в своем деле. Но ощущение легкости сигнализирует о том, что человек при выполнении своей работы перестал развиваться. Чтобы не останавливаться в развитии, необходимо браться за более сложные дела, которые требуют обращения за помощью к внешним источникам.

Не все взрослые, в отличие от детей, воспринимают работу, как способ саморазвития. Многие относятся к ней, как к возможности заработать деньги, и желательно с меньшими усилиями. Но т.к. перед ребенком задача заработать деньги не стоит, то для него необходимо создавать такие условия, при которых все, что он делает, стимулировало бы его развитие. Поэтому взрослому следует ставить перед ним такие задачи, уровень сложности которых несколько превышает его имеющиеся возможности и чтобы для выполнения этих задач у него возникала потребность обращаться за помощью.

Ставить перед ребенком задачи, с которыми он в состоянии справиться без чьей-либо помощи, значит препятствовать его развитию.

Общие закономерности развития человека состоят в том, что он развивается в трех направлениях: тело, разум, личность.

Развитие тела происходит в соответствии с биологической программой созревания и генетической составляющей. На развитие тела влияет и среда, в которой живет ребенок, но в меньшей степени, чем биологическая и генетическая программы. Физиологическое развитие является базой для развития психологического. Например, неустойчивость концентрации произвольного внимания у дошкольника связана с физиологическими причинами — подвижностью нервных процессов, которые становятся более устойчивыми примерно к шести годам.

Аналогичная ситуация и в других сферах, поэтому не имеет смысла требовать от ребенка, того, к чему он еще не готов по физиологическим причинам.

В процессе развития разума совершенствуются различные познавательные процессы (внимание, память), способы познания окружающего мира и систематизация информации о нем, а также происходит становление интеллекта. Способы познания мира и получения опыта периодически меняются.

Развитие личности связано со становлением социальных качеств, определяющих поведение в различных ситуациях и способы выстраивания отношений с другими.

Все три направления могут развиваться довольно таки неравномерно. Иногда на первый план выходит физическое развитие, а иногда вперед вырывается развитие интеллекта или личности. В каждый период жизни преобладает развитие чего-то одного, подготавливая почву для развития другого.

Благодаря интеллекту человек по новому осмысливает свое поведение, что становится основой для самопознания и дальнейшего развития личности. Развитие личности позволяет приобретать новый жизненный опыт, расширять круги общения и способствует росту интеллекта.

Учитывая неравномерность развития ребенка, не следует стремиться к усиленному развитию отстающего на каком-то жизненном этапе направления, т.к. излишними усилиями можно нарушить развитие там, где оно наиболее актуально в настоящий момент, а восстановить разрушенное очень сложно, а иногда даже и невозможно.

Елена Бархатова

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *